Празднование Наурыза продолжалось три дня и все аульчане поздравляли друг друга желая счастья и благополучия. Как правило, Наурыз начинался айтысом между девушкой и джигитом, олицетворявшем символическую борьбу зимы и весны и заканчивался народными играми, состязаниями, в которых активное участие принимали взрослые и молодежь, женщины и дети.
После праздника масленицы наступал семинедельный, так называемый, «великий пост». В это время, разумеется, ни каких празднований не было, всевозможные молодежные увеселения («посиделки», «вечеринки» и т.п.) прекращались.
Однако весну не пассивно ждали, но стремились активно воздействовать на ее быстрейший приход.
С этим был связан, например, обычай печения из теста жаворонков и игра с ними. Этих жаворонков дети усаживали на плетни, заборы, бегали с ними по улице, призывая прилет птиц, символов и предвестников весны. Этим же целям призыва весны служили и специальные короткие песни – веснянки, которые не пелись, а выкрикивались собравшимися в небольшие группы девушками.
В веснянках девушки обращались к жаворонкам (а иногда к куликам или пчелкам, что бы они побыстрее прилетали и принесли с собой «красную весну», «теплое лето»).
Специфика содержания веснянок – призыв (заклинание) весны и ее восхваление – обусловила собой и особенности их художественной формы. [12., 42]
Седьмая неделя после пасхи называлась семицкой. Четверг этой недели назывался семиком, а ее последний день (воскресение) был праздником Троицы. На семицкую неделю совершались особые обряды, которые сопровождались песнями.
Главным обрядом семицкой недели был обряд «завивания венка». Одев праздничные наряды, девушки шли в лес. Там они облюбовывали себе молодые сочные березы и совершали с ними обряд, который имел определенное магическое значение. Они пригибали ветки березок к земле и сплетали их с травой, пологая, что растительная сила березы передастся земле.
Затем девушки «завивали венки». На концах отдельных ветвей березы, не отламывая их, они сплетали («завивали») венки, напевая песню, в которой были слова: «Завивайся ты, березка, завивайся ты, кудрявая».
Обряд завивания березы в древности имел несомненное аграрно-магическое значение.
При совершении этого обряда девушки пели:
Мы завьем веночки На овес росистый,
На годы добрые, На гречиху черную,
На жито густое, На капусту белую.
На ячмень колосистый. [35., 178]
Затем, через несколько дней, эту березку срубали, носили ее по деревне, потом топили в реке или бросали в рожь, что также имело аграрно-магический смысл: растительная сила зеленой березы будто бы должна была передаться земле, воде.
Однако, весенний обряд с березой в последствии стал иметь не только аграрное значение. Наклонив две рядом стоящие березки и связав их вершины, делали своеобразную зеленую арку, под которую попарно проходили девушки и «кумились», т.е. целовались. Таким образом выражалось желание девушек быть хорошими «кумушками», верными подругами.
Праздник Ивана Купалы отмечался в день летнего солнцеворота, в ночь с 23 на 24 июня. В эту ночь собирали травы (особенно папоротник), которые будто бы обладали целебной силой. В это же время разжигали костры и прыгали через них, обливали друг друга водой, купались. Все это, по народным поверьям, имело очистительное значение:
Ходил чижик по улице,
Сбирал девок на Купальню:
«Ну, девки на Купальню,
Ну-те да вы, девки, на Купальню!» [19., 474]
В ряде песен купало выступает перед нами в антропоморфическом образе женщины матери. Так, в одной песне на вопрос, где ее дочь Купала отвечает, что ее дочь «грядки полет, руки колет», «цветочки рвет, веночки вьет», «своему дружку не головушку». [19., 465]
Игра – величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Велико значение игр в воспитании детей. В них тесно связаны слово, мелодия и действие. Важная роль детских игр – в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививается уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей – серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.