Возможности народной педагогики

«Горелки»

Эта игра несколько веков была одной из самых распространенных и любимых русским народом. Играют на лужайке длиной не менее 20-30м. Количество участников 15-20 и более, играют в основном подростки или юноши и девушки.

Участники разделившись на пары (обычно в паре мальчик с девочкой или юноша с девушкой), берутся за руки. Пары становятся колонной друг за другом. Впереди в 3-5м. от первой пары, стоит «горельщик» - водящий. Все хором, нараспев, говорят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо:

Птички летят

Колокольчики звенят.

«Горельщик» стоит спиной к остальным играющим. Начиная со слов «Глянь на небо», он смотрит вверх. В это время последняя пара разъединяет руки, и один игрок идет слева, другой справа вдоль колонны вперед. Ждут последнего слова «звенят» и после него бросаются бежать вперед мимо «горельщика». Он гонится за любым из них и старается поймать прежде, чем они снова возьмутся за руки (достаточно коснуться рукой – «осалить»). Кого «горельщик» поймает, с тем и становится парой впереди колонны. «Горельщиком» же становится игрок «оставшийся» один. Если «горельщик» никого не поймал, он снова «горит» - ловит следующую пару.

Правила.

1) «Горельщик» не имеет право подсматривать, какая пара собирается бежать мимо него. В противном случае пары могут поменяться.

2) Никто не должен начинать бег прежде, чем прозвучит последнее слово «Звенят».

3) «Горельщик» может «салить» бегущих только до того момента, как они возьмутся за руки. [30., 43]

Природа – одна из важнейших факторов народной педагогики, она – не только среда обитания, но и родная сторона. Природа имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогики порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества – экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этических образований.

Природа – это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звезды на небе – родные. Вспомним их народные названия: «Медведица» (Большая и малая), «Млечный путь». По звездам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к родному дому. Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению Этносферы, следовательно, и самого Этноса. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности человека. Говоря «на лоне природы», народ очень легко определил роль природы в жизни человека. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве – высшая гармония жизни на земле. [27., 178]

«Природосообразный подход в воспитании обеспечивает гармоничный, комплексный подход к формированию личности, поскольку природа оказывает комбинированное воздействие на чувство, сознание, поведение человека. Принцип природосообразности обязательно должен учитываться при составлении учебных программ, при написании учебников. Сегодня, к сожалению, это осуществляется не в полной мере, что особенно заметно в преподавании в школе предмета «Природоведение». Пятилетний сельский мальчик ответит на такие вопросы по природе, на которые не ответит ни один городской школьник. В то же время второклассник, переехавший в город из села, едва ли поднимется выше «двойки» по природоведению: настолько далек учебник от ближайшего природного обучения».[9.,129]

Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-разному используют природу как фактор воздействия на личность. Вот, например, советы истинно народного литовского врача, педагога, психолога К.В. Динейки: «Бодро встаньте на коврик лучезарной природы. Устремитесь мысленно ввысь! Наслаждайтесь гармонией звездных миров, пребывающих в вечном движении! Поклонитесь предкам! Выпрямитесь со светлыми мыслями о будущем!

Насыщайте мозг и весь организм живительной струей кислорода!

Перейти на страницу: 5 6 7 8 9 10 11 12

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.