Возможности народной педагогики

По содержанию пословицы мудры, по форме прекрасны, употребляются они умно, уместно, умело. Основное же их назначение все-таки в нравственном воспитании. Ум как бы оказывается между прекрасным и нравственным, контролируется ими. Жизненные потребности, исторические обстоятельства, общественные условия, а также условия окружающей среды породили мудрые, народные афоризмы. Человек, становясь умнее, сознательно поддерживая и культивируя прежние духовные приобретения и изобретения. В силу этого каждое поколение застает готовые формы и жанры. Содержание их дополняется и развивается от поколения к поколению. Отдельный человек оказывается в плену, тех форм, которые созданы задолго до него, и обстоятельствами жизни вовлекается в творческий процесс – восприятия, переосмысления или созидания.

Развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности призваны загадки; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяет давать всестороннюю характеристику предмету ( явлению). По значению загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знании о взаимодействии природы и человека. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Меня бьют, колотят, Синенька шубенька

Ворочают, режут, Покрыло весь мир. ( Небо)

Я все терплю В шубе летом,

И всем добром плачу. (Земля) А зимой раздетый. (Лес)

Скатерть бела

Всю землю одела. (Снег) [15., 12]

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Собственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.

«Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществления умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Это единство достигнуто благодаря тесной связи в загадках умственного (мудрые мысли, многочисленные сведения о важном и нужном ), и прекрасного (совершенные художественные формы загадок, поэтизация человеческой жизни и явлений природы т.п.). В данном случае ум расценивается народом как цель, а прекрасное – как средство. Именно благодаря прекрасному в загадках такими выразительными становятся мысли о здоровье, нравственности, труде».[9., 84]

Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что ни кто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов. [9., 39]

В казахских сказках (фантастических, бытовых, детских, сказках о животных), отражающих общественный строй, быт и воззрения народа, трудолюбие, бережное отношение к природе.

Сказки, являясь художественно - литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. [17., 4]

Так, В.Г.Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г.Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н.А. Добромобов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Н.А. Добромобов стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая «физиономия народа, сохранившая эти предания». [22., 48]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.