В условиях кочевого быта казахов, творили высокое искусство поэты, певцы и исполнители: жиренше (народные певцы, исполнители и сказатели былинных эпических произведений), акыны (певцы – импровизаторы, обладающие музыкальным и поэтическим даром), Олекшиi (пофессиональные певцы, исполнители, преимущественно песен напевного склада). Они грали важную роль в воспитании подрастающего поколения, так как хорошо знали историю жизни казахского народа. Песенное творчество акынов имело огромное значение в жизни казахского аула. Это отмечали в свое время русские и казахские ученые, писатели, такие как В.И. Даль, Г.Н. Потанин, В.Г. Короленко, Ыбрай Алтынсарин, и др. «Султанмахмуд Торайгыров в своих воспоминаниях отмечал, что в казахском ауле акыны, сказатели были чуть ли не единственной радостью народа. Утешая мелодиями, песнями, шутливыми поэмами удивляя историческими легендами, злободневными и фантастическими рассказами и сказаниями, они демонстрировали для народа наглядные уроки литературы и истории. Акыны, айтысы, импровизация не утратили свои прелести и сегодня». [4., 64]
Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно–нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью все более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.
Бурный процесс современной цивилизации оставляет как бы на обочине многие знания, умения и навыки, приобретенные всем ходом многотрудного исторического развития человечества. Подчас выпадают из процесса духовного развития мира целые пласты, целые культурные системы. Особенно те, которые созданы и продолжают создаваться народами, приверженными к своему традиционному образу жизни. Не так редко, увы, исчезновение и самих народов: одни вымирают, других растворяются в более крупных, часто более энергичных, агрессивных, жестоких соседях.
Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения ценных народных традиций, на сколько направленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Только возрождение традиций может приостановить губительный процесс духовных потерь деформаций, деградаций.
Традиции многообразны. По ним можно судить о народе или о какой-то стороне его бытия. Даже такая свойственная традиции, черта, как консерватизм, порою оказывается благом, спасением, ибо является условием стабильности народа, устойчивости его нравственных основ, менталитета. В традициях концентрируется, пересекаются тысячелетние духовные искания человечества, народов, людей, ибо человечество – это единый космический этнос, вселенская, так сказать, личность, народ – это историческая личность, индивид – целостный образ человека, человеческая личность.
Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику, обусловленную конкретно – историческими и этносоциальными условиями. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно.
Уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, то есть с исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники. С языческих времен они дожили до наших дней, подчас входя в современные религиозные системы. Например, празднование русским народом Рождества слилось с языческими колядками, составляя вместе с ними единую традицию. Современная жизнь дополняет этот праздник новыми элементами. Одним из самых крупных праздников народов Средней Азии и Казахстана считается Наурыз (Новый Год), празднуемый в день весеннего равноденствия, 22 Марта. Истоки и ритуалы Наурыза, в том числе следы почитания природы, восходят к зороастрийскому Новому Году. К Наурызу каждая семья заранее готовит ритуальное блюдо (нарыздык), состоящее из семи традиционных продуктов. Отведав их, казахи надеялись питаться ими в течение целого года.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.