Работы К.М.Гуревича, С.Д.Забрамной отражают ретроспективу исторических изменений в рассмотрении данного вопроса. Этапность изучения проблемы диагностики недостатков развития детей зависала от социально-образовательных потребностей общества. Приоритет в обозначении проблемы и попытке ее решения принадлежит врачам. Постепенное обращение общества к задачам обучения и социального внедрения детей с проблемами развития в общественные отношения вынудило педагогов и психологов искать профессиональные подходы к диагностике, а затем и к совместному воздействию на особые проявления детского развития.
В диагностическом разделе имеются глубокие и ценные разработки, но использование их на практике сопряжено с рядом нерешенных проблем.
Для отработки механизма построения диагностического процесса требуются значительные теоретические и практические изыскания:
·разработка качественных диагностических методик для обследования ранних стадий искаженного развития;
·устранение приоритета медицинской диагностики и создания равнозначного взаимодействия с педагогическим, психологическим и другими аспектами изучения ребенка;
·решение проблемы разовости диагностических показателей;
·организация текущего диагностического контроля;
·формирование диагностики с прогнозом коррекционного воздействия;
·устранение заорганизованное™ диагностического воздействия и т.д.
Анализ нормативной документации и некоторые теоретические определения современного подхода к проблеме позволяют констатировать, что диагностика остается самым сложным звеном в системе образования как для теории, так и для практики.
Адаптивность образовательного процесса к уровням и способностям учащихся на современном этапе развития педагогической теории признается одним из важных принципов организации образовательного процесса. Основу адаптивности практики и теоретики видят в диагностике индивидуальных особенностей развития ребенка.
Сегодня педагогика с помощью диагностики должна избавиться от такого страшного явления как "выученная беспомощность".
В психологии - это состояние у человека после более или менее аверсивного воздействия, избежать которого не удается.
Последствие данного воздействия проявляется эмоциональными расстройствами (депрессия, невротическая тревога, делик-вентное поведение), психосоматическими расстройствами.
Так, по данным нашего исследования 12% учащихся начальных классов школы № 71 Металлургического района способны обучаться по системе 1-3. Вместе с тем, активному педагогическому воздействию подвергается 78% учащихся независимо от их воли и возможностей.
Проблема адаптивности образования рассматривается в нашем исследовании на примере детей с недостатками развития, исключительно в силу наибольшей актуальности данного вопроса.
Не меньшего внимания заслуживают и дети с продвинутым развитием.
Однако, дети с маловыраженными проявлениями недостат ков развития составляют основной контингент обычной общеобразовательной школы. Так, по данным констатирующего эксперимента 30% учащихся начальных классов школ № 71 и № 73 имеют разнообразные отклонения в психофизическом развитии.
Конфигураций индивидуального развития у этих детей может быть бесконечное множество. Образовательная система не способна предоставить индивидуальный адаптированный набор образовательных услуг каждому ребенку. Следовательно, необходим основной набор параметров развития индивидуальности, который будет соответствовать задачам формирования человека на определенном отрезке жизни. Так, для возраста 7-11 лет основным формирующим фактором является развитие учебных навыков на основе активной познавательной деятельности. Адаптивность образования в этом возрасте должна выражаться в максимальном наборе образовательных программ и в системе коррекционно-развивающего воздействия.
Философские теории о личности применительно к диагностике,, определяют условия ее изучения: - личность должна быт!> раскрыта в многообразии факторов (параметров), определяющих ее развитие. В многообразии личностных качеств (параметров) и их сочетаний целесообразно выделять наиболее существенные, определяющие ее формирование. Намечая схему диагностического воздействия мы обрати-аись к работам Л.С.Выготского. Схема обследования по Л С.Выготскому предполагает "сбор только фактов и тщательное их толкование". Толкование их должно быть динамическим и типологическим. Анализируя историю развития ребенка, необходимо вскрыть причинно-следственные зависимости. Квалифицируя наблюдаемые в данный момент явления и факты, важно наметить путь и характер дальнейшего развития ребенка.
В выделении совокупности диагностических параметров мы опирались на современные теории проведения диагностического исследования:
·специальная диагностика - СД.Забрамная - В.В.Коркунов
·психологическая диагностика - К.М.Гуревич - Б.ГАнаньев Опора на одну из теорий нам показалась неправомочной
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.