ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Отношение к ребенку (детству) в российское рфцестве характеризуется темучтр,в общественном сознании формируются иные представления об уважении его личности, его достоинства; о необходимости принятия его интересов, запросов, о создании условий для самоуважения и развития, как непременных основ реализации гуманистического подхода в образовании.
Этот подход заложен в основных принципах государственной политики в области образования, которые отражены в Законе РФ "Об образовании" (статья 2 п.З).
Выявление уровня развития и особенностей личности -задача диагностики. Диагностика для учителя - это один из наиболее эффективных способов получения объективных знаний об индивидуальных особенностях учащихся, позволяющих оптимально решить задачи воспитания и обучения.
Компаративные международные исследования свидетельствуют о росте количества детей с различными видами отклонений (особенностей) в развитии, что вызывает объективную необходимость широкого использования диагностики особенно на этапе начального образования для обеспечения его адаптивности.
Однако, в настоящее время существует противоречие, которое проявляется в неадекватности диагностических возможностей объективному состоянию психофизического развития учащихся, а также в отсутствии механизма адаптивности образования к разнообразным проявлениям детского развития.
Анализ данного противоречия показывает, что оно складывается из следующих более частных:
·результат диагностики не всегда соответствует истинному состоянию психофизического развития учащихся или сознательно задается существующей системой образования;
·обеспечение адаптивности образовательного процесса происходит вопреки реально существующим уровням развития детей;
·организация диагностического воздействия не позволяет объективно оценить особенности развития учащихся.
Вышеназванные противоречия определили необходимость нашего научного исследования в части установления взаимных связей и взаимных зависимостей между диагностикой психофизического развития учащихся и созданием адаптивных условий для их образования.
Этиологией разных расстройств занимались еще в глубокой древности. Гиппократ, Аристотель рассматривали причины речевых расстройств. В трудах философов древности (Платон, Гиппократ, Пифагор) делаются попытки раскрыть причины и наметить пути профилактики слабоумия.
Дальнейшие исследования по проблеме диагностики мы находим в трудах ученых, представляющих различные области научного знания: врачей, психологов, педагогов (Э.Сеген, Дж.М. Кеттел, А.Бине, И.М.Сеченов, Г.И.Россолимо и др.).
Исследования, направленные на изучение нормы и отклонений в развитии детей, проводились и в России такими выдающимися учеными как Л.С.Выготекий, К.Д.Ушинский, В.П.Кащенко, А.РЛурия, П.ФЛесгафт, А.ФЛазурский, С.Т.Шацкий, В.П.Мясищев, А.НЛеонтьев, Б.Г.Ананьев и др.
Большинство современных исследований, посвященных проблеме диагностики, рассматривают ее с точки зрения улучшения качества диагностических методик, интерпретации зарубежных тестов, разработке нового эффективного диагностического инструментария:
·метод использования рисунка в дифференциальной диагностике (А.П.Мухина);
·адаптированный вариант методики Д.Векслера по изучению уровня интеллектуального развития (И.Панасюк);
·отбор умственно отсталых детей в специальные образовательные учреждения (С.Д.Забрамная) и др.
Теоретические разработки в этих направлениях несомненно важны, но исследование по междисциплинарной организации диагностического воздействия на уровневой основе, на наш взгляд, может явиться одним из вариантов, обеспечивающим адаптивность образовательной системы.
Необходимость междисциплинарного подхода в исследовании особенностей развития личности подчеркивается в современной и зарубежной психологии (В.В.Давыдов, И.С.Кон, П.Балтес и др).
В рамках настоящего исследования целесообразно остановиться на характеристике диагностического процесса, развернутого в образовательном пространстве. Во-первых, свободный доступ к диагностическим методикам всех участников образовательного процесса приводит к непрофессиональной интерпретации результатов.
Во-вторых, нескоординированность в учете диагностических показателей у разных специалистов ведет к недооценке важных данных или многократному изучению одного и того же процесса.
В-третьих, отсутствие ранжированности в использовании тестов в разных диагностических структурах системы образования (консультации, консилиумы) увеличивает время нахождения ребенка в диагностическом пространстве, что отрывает его от учебного процесса, создает стрессовую ситуацию.
Пассивная роль родителей в изучении проблем собственного ребенка делает их пассивными и в образовательном процессе.
Между тем, их участие на ранних стадиях коррекции различных отклонений в развитии является наиболее эффективным.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.