Исследование учитывает работы ученых по следующим направлениям: разработки о необходимости ассоциативной диагностики Н.И.Жинкина, И.П.Павлова, Н.И.Сеченова, об особенностях дооперационального мышления дошкольников (Ж.Пиаже), о личностно ориентированном аспекте образования, об основах дифференциальной диагностики, о методологии осуществления различных комплексных программ изучения человека, концепции возрастной периодизации развития психики Щ.П.Блон-ский, Д.Б.Эльконин, А.В.Петровский). Практическое исследование проводилось с использованием "элементов структурных моделей" организации диагностического процесса, разработанных учеными в разные исторические периоды (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, В.И.Лубовский, С.Д.Забрамная, В.В.Коркунов).
Исследование проводилось поэтапно, в течение 1992-97 г.г.
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ (1992-93 г.г.) анализировались состояние научного и практического уровня в рассмотрении проблемы ребенка с особенностями развития: диагностики, учета, выявления, обучения и коррекции (или поддержки) данных состояний. В результате были созданы теоретическая и информационно-статистическая базы для последующего решения проблемы, выявлены методологические предпосылки, разработана программа и методика исследования.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ (1993-94 г.г). проводился констатирующий эксперимент на базе психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) Металлургического района г.Челябинска и общеобразовательных школ № 73 и № 71. Аналитическая часть (включающая первые два этапа) завершилась обобщением полученных данных, выдвижением и теоретическим обоснованием научной гипотезы, выделением теоретическим путем диагностических условий повышения адаптивности образования учащихся с недостатками развития в начальных классах общеобразовательной школы.
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ (1994-96 г.г.) проводился формирующий эксперимент, целью которого явилась апробация выявленных диагностических условий обеспечения адаптивности образования учащихся с недостатками развития в начальных классах общеобразовательной школы.
В практику внедрялась:
·модель диагностического воздействия, выстроенная на разных взаимодействующих между собой уровнях;
·модель образовательного воздействия в виде индивидуального коррекционно-образовательного маршрута.
Формирующий эксперимент по апробации рабочей гипотезы проводился на базе школы№ 73 и психолого-медико-пе-дагогической консультации Металлургического района г.Челябинска. Данные эксперимента подвергались качественному и количественному анализу, формировались выводы и обобщались
результаты.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертационного исследования состоит в том, что в нем выявлены условия, повышающие адаптивность образовательной системы к уровням и особенностям развития учащихся с использованием диагностики. Определен механизм создания сопровождающей диагностики в районной образовательной системе. Разработан подход к дифференцированному использованию алгоритмов проведения обследования на всех уровнях диагностического воздействия. Определен механизм изучения основного набора параметров развития учащихся младшего школьного возраста в условиях уровневого диагностического воздействия. Создана компьютерная программа выборки качественных характеристик изучаемых параметров.
Особенность разработанной модели диагностического воздействия заключается в том, что ее применение возможно для решения диагностических, коррекционных и учебных целей. Получены данные, которые дополняют теоретические представления об эффективности обучения детей с недостатками развития в общеобразовательной школе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ заключается в использовании результатов исследования в практике различных образовательных и консультативно-диагностических структур.
Авторская разработка "Положение о районной ПМПК" предполагает федеральное внедрение (заказ МОРФ в рамках федеральной президентской программы "Дети России", 1996 г.).
Практическое внедрение с 1994 года осуществляется в образовательную систему Металлургического района г.Челябинска, в работу Центра диагностики и консультирования населения по проблемам специального образования (Металлургический район), в учебный процесс муниципальной образовательной школы № 73.
Разработки по некоторым направлениям в рамках исследования (в форме ВНИК) имеют практическое внедрение в Челябинской области:
- Положение о социально-интеграционном модуле для детей сирот с ЗПР (школа-интернат № 13, г.Челябинск с 1993г.);
·Положение о районной ПМПК (Аргаяшский район с 1994г., Красноармейский район);
·Программа "Аномальное детство" (Челябинск с 1992г.).
ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБЪЕКТИВНОСТЬ выводов обеспечена комплексным использованием методов исследования: анализ, синтез, обобщение; их сочетание с эмпирическими методами исследования, педагогический эксперимент с привлечением комплекса методов качественного и количественного анализа, опрос (анкетирование, итервьюирование), диагностики учащихся, формирующий эксперимент. В ходе эксперимента было обследовано (1994-1996 г.г.) 1350 учащихся начальных классов школ Металлургического района, составлено 72 индивидуальных коррекционно-образовательных маршрута.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.