Билеты

труду". Государство и право, согласно марксизму, отомрут окончательно при полном коммунизме, когда будет действовать принцип "от каждого по способностям — каж­дому по потребностям". Применительно к ситуации уничтожения частной собственности и частнособ­ственнического строя, его базиса и надстройки (т.е. при социализме) марксистско-коммунистическая концепция со­циологии права — это по своей сути социология отрица­ния (и "отмирания") права как остаточного частнособствен­нического, буржуазного явления.

ДЮРКГЕЙМ

(1858—1917) — фр. ф и соц. Его осн. работы: "О разделении общ труда", "Метод социологии", "Самоубийство", "Эле­ментарные формы религиозной жизни" и др. Д. был осн и изд журнала "Соц. еже­годник", на базе к-го сформировалась так называе­мая фр. соц. школа. В основе докт­рины этой школы лежали идеи, сформул-е и раз­витые Д-м.; принимал активное участие в общ-полит жизни Фр, переживавшей трудные времена после подавления Парижской коммуны в 1871 г. Будучи приверженцем дем и либер убеждений, он выступал против возрождения монархии и установления иных форм "сильной власти" и отстаивал необходимость национ согласия. Д. внес боль­шой вклад в разработку концепции солидаризма, в соот­ветствии с к-й возможно разрешение классовых кон­фликтов на основе общего интереса.Он с сочувствием относился к популярным в конце XIX в. идеям социализма, но, будучи сторонником эволю­ц. пути развития общества на основе компромисса между различными соц. классами, отвергал ре­вол. методы борьбы за социализм. Маркс. концепцию общества Д. не признавал, считая, что она противоречит фактам, преувеличивает роль экономи­ки и недооценивает значение религии как более глубинно­го фактора соц. развития. По мнению Д., экономика зависит от религии гораздо больше, чем после­дняя от первой.На формирование научных взглядов Д. боль­шое влияние оказали работы таких выдающихся фр. мыслителей, как Декарт, Монтескье, Ж.-Ж. Рус­со (и прежде всего его концепция общей воли). Но более всего Д.был близок контовский позитивизм. Как и у К., его подход к исследованию общества был основан на аналогии между обществом и организмом как высокоорганизованной системой орг. и ф-й. Вмес­те с тем по ряду принц.вопросов он расходился основоположником социологии. Гл. отличие состоя­ло в стремлении Д. понять причины соц. Явл., сочетая эмпирический анализ с теоретическим.Следуя натуралистической традиции раннего позити­визма, Д. рассматривал общество как часть при­роды. Общество- это та же природа, но достиг­шая наивысшей точки своего развития. Поэтому изучать общество надо с помощью той же методологии, что и при­роду. Социология, по его мнению, — это наука о соци­альных фактах,

осн.-я на рациональном подходе и эмпирических исследованиях. Д. подразделял социальные факты на морфо­логические2 (факты "анатомического порядка"), которые он называл "материальным субстратом общества" (к ним он относил плотность населения, интенсивность общения между индивидами, наличие путей сообщения, характер поселений и т.п.), и духовные, нематериальные факты — коллективные представления. К такого рода социальным фактам он относил "верования, стремления, обычаи груп­пы, взятой коллективно"3. Последним он уделял особое

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.