Очевидно, что при таком подходе социология, по сути дела, должна была бы включать в себя все общественные науки, утрачивая свое собственное предметное своеобразие.
ПАРСОНС
(1902—1979) — амер. социолог-теоретик, осн-ль системно-функциональной школы в социологии и создатель общей теории действия. В его работах значительное внимание уделено проблематике права как соц.о явления. роль права как инструмента социальной интеграции
исследовалась П. в более широком контексте анализа интегративной функции всей нормативной системы общества "Фактическая эффективность правовых систем, — отмечал он, — во многом зависит от получаемой ими моральной поддержки как систем, обладающих с точки зрения большинства людей, на которых распространяется их действие, "внутренне присущей" им справедливостью"3. Через такую моральную поддержку и моральное обоснование права осуществляется, согласно П., связь между правовой и ценностной системами общества. Благодаря такой связи между ценностями и нормами, с одной стороны, обеспечивается реальное осуществление ценностных ориентации, а с другой — стимулируется выполнение нормативных требований. Подобное созвучие, сочленение системы норм с социальными ценностями П. называл "легитимизацией нормативной системы"2.
При этом он отмечал, что "ценностные предпосылки американского общества сформулированы прежде всего в таких исторических документах, как Декларация независимости, преамбула к Конституции и Билль о правах"3.Одним из важных аспектов парсоновской социологии является теория социального контроля.
Соц. контроль Парсонс рассматривал как процесс, посредством которого сводятся к минимуму расхождения между системой нормативных ожиданий общества и фактическим поведением людей. Роль правовой системы как части системы социального контроля П. видел в том, что право путем установления всеобщих норм задает ясные, видимые рамки социального контроля в обществе, четко конкретизирует ценности, заставляет исполнять свои указания при помощи силы4.Несомненный интерес для социологии права представляет и парсоновский подход к разработке учения о социальном действии, наиболее полно изложенный в его работе "К общей теории действия". Для понимания теории социального действия П.а следует иметь в виду, что в рамках его концепции социальное действие —
это действие, регулируемое нормами и осуществляемое в общем контексте системы социальных ценностей. Порядок общества обусловлен тем, что "социальные деятели исполняют ожидаемые от них роли, разделяют предписанные ценности и нормы"'Разработанная Парсонсом социологическая концепция общества как ценностно-нормативной системы представляет значительный интерес для исследований в рамках социологии права проблем взаимодействия права с другими социальными нормами и ценностями, анализа места и роли норм права в соционормативной и ценностной системах общества.
СОРОКИН Питирим Александрович (1889—1968) родился в семье бедного ремесленника, в детстве вел бродячий образ жизни, подрабатывая случайными заработками, однако при этом сумел окончить церковно-приходскую школу'. С пятнадцати лет — член партии эсеров. В 1909 г. поступил в Санкт-Петербургский психоневрологический институт (где незадолго до того была открыта первая в России кафедра Социологии), а затем перевелся на юридический факультет университета. Его дипломная работа "Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали" (1912/1913 гг.) была очень хорошо встречена научной общественностью. Активно участвовал в февральской революции, некоторое время был личным секретарем А. Ф. Керенского, редактировал газету "Воля народа". В этот период им была написана серия брошюр, в том числе: "Проблема социального равенства", "Формы правления", "Сущность социализма", "Кому и как выбирать в Учредительное собрание?" и др. Политические взгляды П. А. Сорокина представляли собой, по его собственной оценке, разновидность "социальной идеологии, основанной на этике солидарности, взаимовыручки и свободы"2.Большевистский переворот П. А. Сорокин не принял, но, признав фиаско эсеровской программы, вышел из партии эсеров. Его опубликованное в газетах открытое письмо по этому поводу привлекло внимание и было прокомментировано В. И. Лениным в известной статье "Ценные признания Питирима Сорокина". В 1919 г. ему удалось организовать и возглавить в качестве декана первый: в
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.