Билеты

О.КОНТ

Социология как сам научная дисц-на зародилась в XIX в. на базе так называемого позитивист­ского направления соц ф. Позитивизм как особое течение ф. мысли возник в 30—40-х го­дах XIX в. в значит мере под влиянием впечатляю­щих успехов н-техн и естественнонаучного знания. К этому же периоду относится и возникновение -социологии как науки, опирающейся на наблюдение и ори­ентированной на эмпирические исследования социальных явлений и процессов. Основоположн.позитивной ф. и одновременно основателем науки соц был фр ф Огюст Конт

(1798—1857) — основатель социологии как самостоятельной науки. Именно ему принадлежит и сам термин "социология" (от лат societas, т.е. общество, и гр logos, т.е. учение). Некоторое время он рабо­тал секретарем известного французского социалиста-уто­писта Клода Анри де Сен-Симона и находился под боль­шим влиянием его идей. По мнению выдающегося французского социолога Э. Дюркгейма, уже в работах Сен-Си­мона содержатся все основные'идеи контовской социологии. Однако именно Конту принадлежит заслуга оформления этих идей в целостную концепцию, положившую начало созданию новой науки об обществе.О. Конт придерживался эволюционистской концепции'развития общества. При этом он считал, что основной век­тор общественного, развития идет по линии прогресса че­ловеческого разума, прогресса в познании человеком ок­ружающего его мира. В своей трактовке истории челове­чества Конт вслед за Сен-Симоном развивал идею трех стадий духовной (интеллектуальной) эволюции.

Соглас­но сформулированному им з-ну 3 стадий умств. развития человечества, наше знание о мире проходит последовательно 3 различных состояния: 1) теол-е

(природные явления объясняются действием сверхъес­тественных божественных сил), 2) метафизическое

(объяс­нения явлений мира осн-ся на различного рода аб­страктных, умозрительных суждениях, осущ-ся по­средством метафизических сущностей и причин, оторванных от жизненных реалий) и 3) позитивное,

или научное

(по­знание мира опирается на научное знание о природе и обществе, основанное на изучении эмпирически наблюда­емых закономерностей с использованием методологии точ­ных наук). Последнее К расценивал как конечное достижение прогресса ч. разума. Такой пози­тивной наукой об обществе и является, по К, социо­логия, которая призвана рационализировать организацию и функционирование социальной жизни человечества на основе сочетания начал порядка и прогресса.В соответствии с принц. позитивизма К рассматривал социологию как своего рода "социальную физику". В стр-ре социологии он различал соц. статику,

имеющую дело с устойчивыми условиями суще­ствования любого общественного строя (это как бы "ана­томия" общественного организма), и соц. динамику,изучающую естественные законы общ. раз­вития ("физиология" общественного организма). В своей позитивистской концепции общества К от­вергал дух индивидуализма и индивидуальные права лю­дей. Право личности это безнрав и анархическое понятие, и в обществе, построенном на началах поз.ф, будут существовать лишь обязанности. Вместе с правами личности он отрицал и право вообще. Понятие права, должно исчезнуть из области политики, как понятие причины — из физики. Все члены общества, согласно его представле­ниям о "социократии", должны выполнять свои обществен­ные функции (частные функции он вообще не признавал), и у них остается лишь одно право — право выполнять свой долг Идеи О. Конта о социаль­ной солидарности впоследствии получили развитие в ра­ботах многих социологов и социальных философов.При жизни О. Конта его концепция позитивной фило­софии и социологии как новой науки об обществе не полу­чила признания. Он умер забытым с репутацией сумас­шедшего.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.