Вот реферативный обзор 10-ой, последней публикации авторов программ:
Министерство образования и науки РФ Кемеровский Государственный университет Российский Фонд Фундаментальных исследований "ПРОБЛЕМЫ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА", "Сибиряне": В.Н. Сорокин; Б.В. Шушпанников (инв. III гр.); Л.И. Черемных (инв. I гр.); С.В. Колбасов; П.И. Гузинман; Е.Л. Ланцман (инв. II гр.); Л.А.Романова; Н.Г.Соколова; Т.И. Нохрина; О.В. Чудиновских, Кемерово, 2004
"Как только человек начинает ощущать себя личностью, он обязательно включается в систему подражания – в социальное самообразование. В такой системе мы, сами того не подозревая, находимся всю жизнь. А те, кому мы подражаем, также, иногда не подозревая об этом, становятся нашими "проводниками-кондукторами" в кондуктивно-социальном самообразовании. Этот процесс незаметно влияет на морально-нравственное состояние и человека, и общества.
Вместе с тем выбор ориентиров для подражания может делать только сам человек. Основа этого выбора - стремление чувствовать себя не только полноправным, но и полноценным членом социума. И потому очень важно формирование таких общественных (и производственных) отношений, при которых было бы достаточным количество положительных общеизвестных ориентиров для подражания, с помощью которых внутренние возможности каждой личности раскрываются до максимума, достигая полной её самоактуализации. И в этом суть управления системой социального самообразования.
В природе существует весьма наглядный пример такого сообщества, в котором место одного представителя не может быть занято другим.
Это кедровая шишка, в которой невозможно поменять местами орехи – у каждого своё место. Постоянное ощущение, что ты – единственный в целом мире, что другого такого никогда не было и не будет, внушает невольное уважение человека к самому себе.
При этом обязательно возникает мысль, что необходимо вести такую жизнь, чтобы можно было не потерять к себе уважения.
Этот способ самоактуализации - кондуктивно-персональное самообразование.
Можно ли им управлять?
Безусловно, если ориентиры для подражания понятны, актуальны и привлекательны.
Когда в такое самообразование включаются лица, имеющие ограничение возможностей, связанных со здоровьем (инвалиды), то совершенно неожиданно (и для инвалидов, и для окружающих) их положение в обществе значительно меняется к лучшему".
Мы - "Сибиряне"! Так назвал нас один из научных руководителей нашего необычного коллектива – А.И. Шундулиди – д.т.н., профессор КузГТУ (в то время зам. главы Кемеровской областной администрации), благодаря которому группе кемеровчан (Л.И. Черемных - педагогу, инвалиду детства 1 гр., А.П.Служаевой – врачу, В.В. Нифантовой – канд.м.н.) удалось в ноябре 1995 г. принять участие в конференции Сибирского экологического фонда в г. Новосибирске.
Именно там был сформирован "Методологический Центр поддержки инвалидов" (директор В.В. Нифантова), деятельность которого и позволяет нам сегодня говорить о научной основе программ преодоления пенсионерами и инвалидами социального кризиса в формировании ОБЩЕСТВА для ВСЕХ и для каждого – Гражданского Общества.
Мы продолжили свою работу, получив за эти годы достаточно большое количество положительных рецензий ученых и рецензию Отдела организации и Контроля качества медицинской помощи совместно со специалистами Российского научного центра реабилитации и физиотерапии Минздрава России (в июне 1997 г.).
По предложению А.И. Шундулиди мы назвали часть того, что сделали, "Доктриной" взаимопомощи населения и взаимодействия народа и государства (в составе программ преодоления инвалидами и пенсионерами социального кризиса), гармонично дополняя Всемирную программу действий в отношении инвалидов (Резолюция ООН 32/57 от 3.12.82 г.) и Стандартные Правила обеспечения инвалидам равных возможностей (Резолюция ООН 48/96 от 20.12.93 г.) активностью пенсионеров и самих инвалидов, поставленной на научную основу.
Обучая друг друга "научной организации собственной жизни", "Сибиряне" написали друг для друга "Книги Волшебной Жизни", основываясь на определении Адама Дж. Джексона:
"…Разница между людьми, живущими "волшебной Жизнью", и теми, кто ведёт жизнь обыденную, кроется не в окружающих их обстоятельствах – она заключается в их отношении. Отношение представляет собой кисть для разума, которой мы раскрашиваем свою жизнь. Мы сами выбираем те цвета, которые при этом используем".
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.