Введение

«В этнопедагогике находит подтверждение мысль французского ученого А. Леруа-Гурана: «Народ является самим собою лишь благодаря своим пережиткам». Более того, праздники, приметы, гадания и другие элементы народной педагогики относятся к наиболее эффективным средствам интенсификации духовной жизни личности. Актуально также изучение педагогикой сущности новых обычаев. Современные обычаи и их преемственная связь со старыми, взаимодействие старых форм и нового содержания традиционных народных праздников – эти проблемы не могут не интересовать этнопедагогику. [9.,7] Или взять такой великий и универсальный фактор воспитания, как природа. А.П.Чехов писал, что трудящиеся учились не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их птицы, когда им пели песни, солнце, когда, заходя оставляло после себя багровую зарю, деревья и травы. Человек использовал их и в умственном, и в нравственном, и в этическом воспитании. Природа – это не просто место обитания, это и звезды на небе, травы и букашки, заповедные леса, священные дубравы и родники и др. Следовательно, исследование педагогических возможностей природы как фактора воспитания представляет безграничный простор для деятельности этнопедагога. Народные этические и педагогические традиции в настоящее время настолько преданы забвению, что их творческое возрождение вполне справедливо воспринимается как инновационный феномен. Их диалектическое приспособление к новым социальным условиям приводит к педагогическим находкам, порою – к неожиданно продуктивным новшествам.

Формирование экологической культуры, так или иначе, связан с возможностями народной педагогики. А недостаток столь нужной литературы – еще одно свидетельство непреходящей актуальности этнопедагогических знаний.

Таким образом, недостаточное теоретическая разработанность, практическая значимость обусловили выбор темы дипломной работы Формирование экологической культуры как фактор социализации личности средствами народной педагогики.

Цель исследования: обобщить теоретический материал по формированию экологической культуры средствами этнопедагогики и раскрыть возможности этнопедагогики в этом процессе.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования: формирование экологической культуры.

Задачи:

1) Раскрыть взаимосвязи человека с природой

2) Раскрыть сущность экологической культуры

3) Раскрыть возможности этнопедагогики

4) Разработать рекомендации формирования экологической культуры школьников

Гипотеза: если целенаправленно использовать весь потенциал народной мудрости в отношении окружающей природы, то можно сформировать экологически культурную личность, так как народ учился не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу.

Методы:

1) Анализ литературы

2) Анкетирование

3) Психологический тест

4) Метод беседы

5) Анализ статистических данных

6) Сравнительный анализ

Перейти на страницу: 1 2 3 

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.