«В соответствии с Программой мероприятии по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Кабинета Министров РК от 3 февраля 1997 года за №137, Министерства образования культуры и здравоохранения РК и Министерства экологии и природных ресурсов РК утвердили национальную программу экологического образования в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие, определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ и студентов ВУЗа любых специальностей: подготовке специалистов по экологии и природоохране, способных решать вопросы природопользования в различных отраслях в условиях рыночной экономики. В программе экологического образования и воспитания в РК указано на необходимость разработки кадастра экологических специальностей, учебных планов и рабочих программ, позволяющих учащимся и студентам приобрести специальные экологические знания, необходимые для активной самостоятельной работы в данной области». [10., 418] Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников и студентов.
В «Программе развития воспитания в системе образования 1999-2001» указывается, что главным в системе экологического образования служит принцип природосообразности, который предполагает, что воспитание основывается на научном понимании взаимосвязи природных, социальных и культурных процессов, формирует у школьника ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения. Угроза экологической катастрофы напоминает человеку, что он должен жить в согласии с внешней природой. Однако он должен следовать также и своей внутренней природе. Более того, именно соответствие человека своей внутренней природе ведет к его согласию с внешним миром. Внутренняя гармония в самом человеке – существенная предпосылка внешней гармонизации. «Жить в согласии с природой» – это положение античной философии остается верным в наши дни в самом широком смысле. Человек выполняет роль соединительного звена двух типов эволюций – природной и культурной. Культура постепенно делает своим объектом отношение к природе, т.е. возникает культура экологической деятельности человека, или, экологическая культура. Ее задача поднять на новый уровень оценки отношения природы и человека, ввести знание об этих отношениях в систему ценностей культуры.
Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает недостаточно большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед воспитателями и учителями задачу развития личности ребенка, школьника как непрерывный процесс. Проблема личностного развития дошкольника, школьника, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры. Перспективным направлением экологического образования и воспитания учащихся считают интеграцию естественнонаучных знаний и нормативно-целостных ориентаций школьников, наиболее полно отвечающих им природным наклонностям и потребностям. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостных ориентаций.
На наш взгляд недостаточно используются возможности этнопедагогики в формировании экологической культуры. Устранить имеющие недостатки можно лишь посредством реализации непрерывного экологического образования и воспитания этнопедагогикой. Именно этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, пословицах и поговорках и их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в этическом воспитании детей; самодельные игрушки и творчество детей, колыбельные песни как выдающееся достижения материнской поэзии и прочее, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс культурного формирования личности.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.