В последние десятилетие значительно повысилось внимание мировой общественности к проблеме экологического образования. «Современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирование новой экологической культуры». [31., 165] Это можно объяснить, с одной стороны, принятием ООН и Правительствами ряда государств стратегии устойчивого развития, которая предполагает внедрения наукоемких энерго- и ресурсо- сберегающих технологий, направленных на сохранение и позитивное преобразование биосферы, что в свою очередь требует формирования новой системы ценностей, новой системы получения, трансляции и практической реализации знаний о человеке и окружающей его среде. Друга причина повышения роли экологического образования в современном обществе – возникновение серьезных экологических проблем антропогенного происхождения (истощение природных ресурсов; уменьшение биоразнообразия; ухудшения состояния окружающей природной среды; формирование экотоксических эффектов и др.). При решении этих проблем государственные и неправительственные организации столкнулись с объективными трудностями, связанными в первую очередь, с недостаточностью знаний о сущности процессов, происходящих в окружающей среде, и отсутствием надежных механизмов непрерывного управления жизнедеятельностью современных анропоэкологических систем. Если первая причина (переход к устойчивому развитию) ориентирована на долгосрочные гуманистические цели, то вторая причина пробуждает обращаться к экологическому образованию как к инструменту немедленного решения обострившихся проблем. Изменение системы ценностей , экологическая их ориентация возможны при переходе человечества на путь устойчивого (поддерживающего) развития, направленного на достижение гармонии между людьми, обществом и природой, возникновение «нового экоцентрического сознания». В связи с этим возникает необходимость целенаправленного обучающего и воспитательного воздействия с целью формирования экологических ценностей и соответствующих форм поведения.
Целенаправленная система экологического образования является основным средством формирования экологической культуры. Большой вклад в данный вопрос внесли ученые в силу того, что им присущ в значительной степени ставший традиционным интерес к взаимоотношениям человека как с его социальной, так и с природной средой. Так, И.А. Бердяев особо отмечал: все социальные перемены в судьбе человечества непременно связаны с отношением человека к природе, отсюда, кроме прочего, следует необходимость исследовать жизнь экологической культуры на общественном уровне. Более развернуто трактовал интересующий культурно-этический вопрос В.С. Соловьев. Он писал, что возможно троякое отношение человека к внешней природе: страдательное подчинение ей в том виде, в каком она существует, затем длительная борьба с нею, покорение ее и использование ее как безразличным орудием и, наконец, утверждение ее идеального состояния – того, чем она должна стать через человека. Безусловно, нормальным и окончательным, подчеркивает далее В.С. Соловьев, следует признать только третье, положительное отношение, в котором человек пользуется свом превосходством над природой не только для своего, но и для ее – природы – возвышения». [31., 168]
Экологическая ответственность связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.
«И.Т. Суравегина считает, что экологическая ответственность вбирает в себя все существенные признаки как социальной, так и моральной ответственности. А учитывая, что категория ответственности связана с категорией свободы, то у человека всегда есть выбор поступить так или иначе по отношению к природной среде, другому человеку, самому себе. Ответственность как личностное качество развивается в онтогенезе постепенно в результате взаимодействия индивида с социальным окружением. В научной литературе обычно выделяют две стороны в системе экологической культуры: материальную (все формы взаимодействия общества с природой и результаты этого взаимодействия) и духовную (экологические знания, умения, убеждения, навыки). И.П. Сафронов представляет экологическую культуру общества как систему диалектики взаимосвязанных элементов: экологических отношений, экологического сознания и экологической деятельности». [31., 171]
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.