1. вертикальном – движения вверх и вниз (перемещение из одной социальной страты в другую, движение вверх или вниз в системе социальных позиций),
2. горизонтальном – движения на одном и том же социальном уровне (перемещение в рамках социальной группы одного уровня).
Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре.
Различают также главные и второстепенные, типичные и случайные, массовые и единичные ее направления и каналы. Пример вертикальной мобильности - переход из низкоквалифицированных работников в высококвалифицированные, из рабочих в ИТР, изменение условий жизни и статуса потребления; горизонтальной - текучесть кадров, переход на другой завод, переход в рамках данной страты.
В советской социологии термин социальная мобильность был заменен понятием социального перемещения, что вероятно должно было свидетельствовать об отсутствии социального неравенства.
Различают групповую и индивидуальную мобильность. Групповая мобильность вносит изменения в стратификационную структуру. Большинство изменений связано как правило с появлением новых групп, чей статус перестает соответствовать сложившейся системе иерархий. К середине ХХ столетия такой группой стали управляющие, менеджеры. В период острых социальных катаклизмов может произойти почти полное обновление высших эшелонов общества. 1917 год - низвержение правящего класса, подъем наверх новых слоев с новым мировоззрением и культурой.
Период смены политической и экономической элиты переживает Россия в настоящее время. Класс предпринимателей, опираясь на финансовый капитал, неуклонно расширяет свои позиции, претендует на верхние этажи социальной лестницы. Поднимается не вся политическая элита и т. д.
Массовые и групповые перемещения связаны:
с глубокими серьезными изменениями в социально-экономической структуре общества.
со сменой идеологически ориентированных приоритетов политики.
Индивидуальная социальная мобильность имеет место в стабильно развивающемся обществе. Современное общество характеризуется деятельно высокой интенсивностью передвижения индивидов по вертикали. Но еще П.Сорокин отмечал, что история не знает ни одной страны, где вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного слоя в другой осуществлялся бы без всякого сопротивления, он считал, что тогда бы в обществе не было бы социальных страт. Но все общества стратифицированы и внутри них функционирует своего рода "сито", просеивающее индивидов и позволяющее одним подниматься на верх, а другим - нет.
Роль "сита" выполняют те же структуры, что и упорядочивают, регулируют и консервируют стратификационную систему. Это социальные институты, регулирующие движение по вертикали и своеобразие культуры, позволяющее проверять каждого выдвиженца на прочность, на соответствие нормам той страты, в которую он перемещается. П.Сорокин убедительно показывает, как различные институты выполняют функции социальной циркуляции. Например, система образования выполняет не только роль социализации, но и является своеобразным лифтом, который позволяет наиболее способным и одаренным подняться на высшие ступени социальной иерархии. Но использовать движущую силу какого-либо социального института не всегда бывает достаточно, чтобы закрепиться в новой страте, необходимо принять ее образ жизни и строить свое поведение в соответствии с ее нормами.
Если социальные институты по П.Сорокину - это социальные лифты, то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, выполняет роль фильтра, который может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда, вырвавшись из низов, он обречен быть изгоем, маргиналом.
Маргинальная личность - это индивид, утративший свой прежний социальный статус и оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде новой страты. Поведение такого человека отличается крайностями, либо он чрезмерно активен, либо пассивен.
Сорокин на рубеже 20-30-х годов разочаровывается в теоретических возможностях сциентизма и бихевиоризма и стремится создать новую "интегральную философию и социологию", объединяющую полезное, ценное в различных позитивистских и антипозитивистских вариантах мысли. На эти темы им написано множество статей и крупных монографий, среди них особо выделяется четырехтомная "Социальная и культурная динамика" (1937-1941 гг.), в которой изложена впечатляющая картина циклической флуктуации европейской культуры почти за три тысячи лет. В этой истории, по Сорокину, постоянно чередуются три главных "сюжета". Они составляют содержание трех интегрированных (логикозначимой связью) типов культур, отличающихся друг от друга стилевым своеобразием, в основе которых три различных системы ценностей. Стиль культуры определяется следующими философскими посылками: представлениями о природе реальности, о природе потребностей, об уровне и методах их удовлетворения. Способ познания, с помощью которого получены эти представления и определяет стиль культуры, зная который можно вывести характерные для нее формы морали, искусства, религии, научного знания, преобладающие экономические и политические отношения, классы и институты, тип личности и виды социального поведения. Соответственно конструируются три типа культур: "умозрительная" (Ideational), "чувственная" (Sensate) и "идеалистическая" (Idealistic). "Умозрительную" культуру характеризует доминирование элементов рационального мышления, ценности, одушевляющие ее - абсолютные, трансцендентные, императивные. В "чувственной" культуре господствующим оказывается материалистическое мировоззрение, в познании преобладают чувственные формы, а свойство целостности придает ей утилитарные, чувственные, гедонистические ценности. Наряду с "чистыми" существуют и несколько смешанных типов, логически интегрированным из которых оказывается лишь единственный - "идеалистический" тип. Это органический синтез двух полярных типов, появляющийся в истории тогда, когда в мировоззрении людей переплетаются материалистические и религиозно-идеалистические взгляды, преобладает интуитивный вид познания.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.