5) В формировании экологической культуры средствами народной педагогики большое значение имеет внеклассная работа. Организация культурной творческой деятельности может быть в виде кружков народного фольклора, названной песни, названного танца, кружков умелые руки, где бы дети изучали бы древние ремесла и учились бы делать своими руками поделки из природного материала.
6) Одной из форм рганизации учебного процесса является экологическая экскурсия.
Цель: сформировать у учащихся ответственного отношения к природе средствами народной педагогики.
Мы считаем, что формирование у детей ответственного отношения к природе – это сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать природную среду.
Учитель должен тщательно готовиться к экологической экскурсии и подготовить подробный план. Мы предлагаем следующий.
- Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учащихся.
- Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии.
- Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Предусмотреть места для подвижных народных игр, информации, наблюдений (народные приметы), сбора природного материала, общественно полезной деятельности учащихся. Например, высадить маленькие сосенки.
- Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала этнопедагогики: пословицы, поговорки, загадки, викторины, конкурсы. (см. Приложение А)
- Продумать методику проведения экскурсионного занятия.
- Спланировать организационные формы деятельности учащихся (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно-полезных дел, распределять обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.
- Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести учеников, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.
- Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план.
Учителя-методисты перед экскурсией должны давать детям задания (по группам или подгруппам) по наблюдению за животными, птицами, растениями и сравнить свое мнение с народными изречениями. На экскурсиях также использовать загадки, фрагменты из сказок. По-нашему мнению, успех экологических экскурсий зависит от умения учителя строить свой рассказ, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь человека и природы опираясь на народную педагогику.
7) Формирование личности начинается с раннего возраста, в семье. В отрыве от семьи невозможно воспитывать положительно нравственные качества у ребенка. Результаты работы по формированию экологической культуры будут лучше, если будет проводиться слаженная работа с родителями. Родители должны активно участвовать в экологическом воспитании детей, использовать средства народной педагогики, которые были накоплены ими в течении жизни, передаваемые по наследству.
Необходимо с родителями проводить лектории, дискуссии, диспуты для расширения их кругозора в свете экологической культуры. Можно проводить совместные выезды за город с целью воспитания любви и бережного отношения к природе. Мы разделяем мнение со словами Д.Н. Кавтарадзе: «Нам никогда «не перепрыгнуть» через такие, казалось бы, простые вещи, как деревья, птицы, трава, жуки. Мы должны вести в этот мир детей, научить их культуре общения с родителями и животными».[2., 12]
8) Наряду с рекомендациями «Формирования экологической культуры средствами народной педагогики» мы предлагаем учителям разработать и реализовать проекты экологического образования в отношении учащихся школы разных национальностей. Эти проекты должны основываться на изучении фольклора, таких обычаев и традиций учеников разных национальностей, которые имеют экологическую направленность, т.е. на изучение национальных особенностей, их «отношений с Природой». Осуществление этих проектов будет содействовать объединению школьников разных национальностей, формирование понятий типа «Природа – наш общий дом».
Итак, теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированости ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях и здесь не обойтись без народной мудрости. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, на доступном детям языке через пословицы, поговорки, сказки, и т.д. поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последнее, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.