Формирование экологической культуры средствами этнопедагогики представляют собой совокупность экологических идей, народных и нравственно-экологических понятий, интеллектуальных и практических умений и навыков, опыта творческой природоохранительной деятельности. Оно системно детерминировано и определяется многими факторами, в том числе достижениями народных знаний. Реализация системной дифференциации выдвигает определенные требования к учебным программам по формированию экологической культуры средствами этнопедагогики.
Важнейшие из них следующие:
1) Обучение экологической культуре должно начинаться с первого класса, с усвоения знаний, имеющих обобщенный и теоретический характер. В народе испокон веков вырабатывался свой самобытный, нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций, богато устное народное творчество, облагораживающее жизнь. Они проявляются и в отношении к природе. Уже на начальных этапах обучения раскрывается система ведущих идей единство человека и природы, необходимость оптимизации их отношений, изменение природы в результате хозяйственной деятельности. Такое концентрированное и опережающее введение понятий, еще не приводит к их полноценному усвоению. Однако педагогическая ценность данного подхода обуславливается тем, что при этом у ребенка возникает принципиально правильное представление об изучаемом предмете. В сознании и мышлении школьников образуется как бы «образ-каркас», который в дальнейшем последовательно обрастает более частными теоретическими и эмпирическими знаниями.
2) Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательное дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика масс, всеобщая педагогика. Тем не менее она важнее всего для педагогов, особенно же – для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. Народная педагогика, представляющая собой пансофию воспитания, с ее поклонением матери, с культом ребенка, с верой со всесилием отца, представляет своего рода педагогическую религию.
3) Обучение должно обеспечивать не только усвоение основных теоретических положений, но и умение конкретизировать важнейшие исходные отношения с помощью примеров. В примере-идеале, как факторе народного воспитания, максимальным образом проявляется пансофическая природа народной педагогики. Пример природы – в ее очеловеченном восприятии применительно к детям, пожалуй даже в наивных проявлениях антропоморфизма. Удивительно отношение к природе представителей так называемых диких и полудиких народов. Их отличает гуманное отношение к каждой букашке, к каждому листику, они очеловечивают все живое и неживое в природе.
4) Экологизация гуманитарных предметов средствами народной педагогики с учетом уровня классов, иначе говоря, при изучении традиционных предметов. Содержание учебных материалов обогащается новыми дополнительными информациями народных знаний, где отражается бережное отношение к природе в пословицах, в поговорках, в сказках, в сказаниях, в легендах. Экологизация предметов в определенной степени зависит от уровня экологического образования учителя – его мудрости и педагогического мастерства, умения во время использовать средства народной педагогики, тем самым заинтересовывая учащихся в изучаемом предмете.
Особое внимание при подготовке учителей к формированию экологической культуры школьников уделять специальной работе по организации основных форм экологической культуры средствами народной педагогики – это лекции, дискуссии, беседы на темы народной педагогики.
Мы исходим из того, что сами собой экологические установки обычно формируются из житейских представлений и того, узкого личного опыта, который почти всегда складывается стихийно. Учитель знающий и умеющий использовать средства народной педагогики обогатит личный опыт школьника, поможет осознать смысл не только личного опыта, но и опыта общественных отношений, и тем самым ускорит формирование личности в экологической культуре школьника.
Особое место в формировании экологической культуры средствами народной педагогики должна занять организация экологической деятельности школьника.
Любая деятельность может при определенных условиях способствовать экологическому становлению личности. Так народная педагогика являясь эффектной деятельностью по формированию экологической культуры, должна стать источником экологической культуры школьников. Эта деятельность богата не только содержанием учебного материала, через который осуществляется приобретение опыта людей, овладение экологическими знаниями; но и содержит в себе больше возможностей для организации и построения опыта практических взаимодействий детей.
Мы рекомендуем проводить открытые уроки, классные часы с использованием различных конкурсов (например, на лучшие знания названий русских пословиц и поговорок о природе), викторин (например, викторина основанная на народных праздниках, связанных с природой), олимпиад, КВН направленных на формирование экологической культуры с использованием средств и форм народной педагогики.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.