От 10 до 13 лет, средний школьный возраст. Для ребенка в этом возрасте авторитет родителей уже ослабевает, возникает критический взгляд на отношение к нему родителей, легко сердится на братьев и сестер. Отношения между мальчиками и девочками становятся натянутыми, они держатся отдельными группами, подвергая насмешками взаимные симпатии. Мальчики пытаются создать представление о мужественности, девочки о женственности.
От 13 до 16 лет – подростковый возраст. Это период между детством и зрелостью. У подростка стремительно меняется физиология, проявляется неловкость в движениях, эмоциональная неуравновешенность, повышенная рефлексия. В современных условиях, кода рухнуло прежнее мировоззрение, кода все отрицают и разрушают, когда уничтожается природа и культура, процветает преступность и насилие, подросток оказывается перед трудным выбором.
Он не видит идеала, кумира, утрачены идеалы старшего поколения.
Нравственность современного подростка формируется в период обострения двух поколений, несовместимости двух мировоззрений. [8., 48]
Социальное становление личности – это процесс в течении которого человек осознает себя в обществе как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Социализация личности – это ее язык и поведение в быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа. Этот процесс происходит во время школьного учения, хотя оно не всегда удовлетворяет натуру ребенка. Кругозор ребенка постепенно расширяется еще в раннем детстве, когда малыш общается со взрослыми; в этот период начинается складываться его характер. Не найдя ответы на трудные вопросы жизни у взрослых, он сам ищет ответ в окружающей его среде. [10., 107]
Личность в социальной педагогике рассматривается с точки зрения ее социальных качеств. Но, представляя личность как социальное явление, нельзя забывать о ее индивидуальных особенностях. Это характер и воля, интересы и потребности человека, сила его умственного развития, знания, сознание и самосознание, ориентация в обществе и особенности мировоззрения. Важную роль в формировании личности играют современные средства массовой информации. Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах. Эти качества личности воспитываются в семье, школе. Многое в становлении личности может сделать социальный педагог. Выяснить задатки и способности ребенка, изучив семью и среду окружения, он создает условия для его развития. Главным в этом должны стать отношения взаимопонимания с ребенком, только тогда педагог сможет его направить на путь самообразования, вовлечь в дело, в труд, в спорт, в творчество, в искусство. Чтобы достичь этого, социальный педагог ищет соответствующие подходы, формы и методы воспитания. Главным в формировании личности являются деятельность и общение. Поэтому социальному педагогу с этого и следует начинать: организовать разные виды деятельности, общение со сверстниками, взрослыми, педагогами, воспитателями, наставниками. [8., 75]
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.