Человек – живое существо, часть биосферы. Как ни активна его роль в воспроизводстве жизни, чтобы понять ее, необходимо исследовать биологические основы социального, изучить биосферу.
Влияние человека на биосферу чрезвычайно неоднозначно. В условиях обострения кризиса в отношениях между природой и обществом наиболее отчетливо проступают негативные черты. Их систематизация позволяет выделить как основную такую черту: современный человек, воздействует ли он на флору или на фауну, практически неизменно сокращает разнообразие жизни, стандартизирует ее, выделяет виды – монополисты. Сокращение же разнообразия, как мы уже знаем, является признаком ослабления, деградации системы.
Экологически культурный человек стремится не обмануть природу – вне себя и в себе, но, напротив, точно ей соответствовать.
Человек существо социальное, общественное. Без общества, вне социосферы он не может стать личностью, носителем культуры. Это подтверждается не только абстрактными рассуждениями, но и реальным опытом. Следовательно, человек должен приспособиться и к социосфере, соответствовать ей. Именно социальная адаптация требует от человека наибольших усилий.
Адаптация человека в обществе осуществляется через передачу ему опыта, культуры, т.е. через социализацию и через саморазвитие собственной индивидуальности.
По мере развития социоприродной экосистемы меняются не только отношения общества и природы, но и отношения внутри общества – между людьми. Каждый человек приобретает все больше черт своеобразия, в большей степени становится индивидуальностью, развивает самостоятельность своего поведения, свою свободу.
Человек – существо биосоциальное. Он зависит и от природы, и от общества.
Качества личности – явление не врожденное, они не передаются по наследству, но возникают в результате социального и культурного развития.
Личностью становится человек, имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому в итоге большой работы над собой, осознания социальных явлений, общения.
Формирование личности – это процесс становления человека в обществе.
Развитие человека – результат сложного длительного поступательного процесса, в ходе которого изменяются его биологические, психические и социальные свойства. Эти изменения происходят в процессе формирования личности под воздействием ее воспитания и образования. Воспитание оказывает определяющее внимание на развитие личности.
Рассмотрим устоявшуюся периодизацию возрастных особенностей развития личности от рождения до 3-х лет, младенческий возраст – это период за время которого ребенок из беспомощного существа превращается в маленького человека. Он ходит, говорит, познает мир семьи, впитывает впечатления, фантазирует, помнит звуки и запахи, пытается проверить свои силы. К концу 3-го года он уже выражает свои желания словами, хотя речь его ограничена. В этом возрасте воздействия окружающей среды, определяют дальнейшее его развитие. От 3–х до 6 лет, дошкольный возраст, дети овладевают навыками беглой речи, расширяется круг их общения.
От 6 до 10 лет, младший школьный возраст. В этом возрасте ребенок входит в школьный коллектив и должен подчиняться его требованиям, как и требованиям соседей, улице, лагеря. Он может выполнять как отдельные поручения, так и серьезное дело для семьи. Некоторые ребята не любят дружбы со сверстниками и переживают, если друг заводит нового друга. Любит игры, ответственно относится к своей роли, к понятию справедливости.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.