Прагматичность

Установку на самовоспитание надо поддерживать еще в средних классах, в подростковом возрасте, когда происходит ее естественное зарождение. Тогда можно надеяться на механизм взаимоусиления интереса и способности о котором писал С.Л. Рубинштейн: "Наличие интереса к определенной форме деятельности стимулирует развитие способностей в соответствующем направлении, а наличие определенных способностей, обуславливая плодотворную работу, стимулирует интерес к ней"25.

Придавая самопознанию, самоанализу, самовоспитанию огромное значение как потребности подростка, студента (курсанта), следует отметить, что нельзя снимать ответственность со школы, вуза за их удовлетворение. Без квалифицированной методической и моральной поддержки самовоспитание подростков, студентов (курсантов) будет крайне сомнительным по своей ценности явлением.

Воспитание невозможно без самовоспитания. В свою очередь, самовоспитание невозможно без самопознания. Самопознание невозможно без обращения к многовековой культуре познания и воспитания человека как к источнику средств саморазвития личности. Изучение человека может быть плодотворным при условии опоры на широкий базис духовной культуры, образуемой не только достижениями конкретных наук, но и философии, искусства, религии, мифологии, фольклора: именно культура есть среда растящая и питающая личность (П.А. Флоренский).

Тема самовоспитания широко обсуждалась в советской литературе. Написано много книг для педагогов и для школьников. В ней много ценного и полезного, но она часто отягощена неприятием религиозным идеям и путям самосовершенствования, непримиримостью к врагам коммунизма, навязыванием в качестве образцов человеческого совершенства только коммуниста-революционера и пр. Целесообразнее ознакомить учащихся с различными направлениями, системами и методами самосовершенствования. Но роль учителя не должна ограничиваться просветительской функцией, Думается, нет проблем с использованием практических занятий, ставящих цель развития речи, мышления и коммуникативных умений. Для этого с успехом могут использоваться дискуссии, ролевые игры, сократические беседы, упражнения из "логического практикума". Логически мыслить, понимать и говорить необходимо учить на протяжении всего времени обучения. Это даст возможность воспитывать рефлексирующих, рассудительных и критически мыслящих граждан, обладающих интеллектуальными навыками извлечения смысла из того, что они слышат и читают, и передачи смысла в том, что они сами говорят и пишут.

Аналогичный подход более двадцати лет разрабатывают и внедряют американские философы Мэттью Лииман и Энн Шарп.

Их программа, получившая название "Философия для детей" свидетельствует, что не только компьютеры и роботы нужны для развития мышления. Обычные логические диалоги по традиционным философским понятиям права, справедливости, добра, истины обладают немалыми резервами. Главное не усвоение определенной системы понятий, фактов и законов, а воспитание умственных навыков классификации, сериации и аналогии, развития навыков выведения умозаключений из текстов, понятийного мышления, причинного объяснения, индуктивного рассуждения и решения проблем, освоения рассуждений на этические темы.

Обычно на уроках учащихся изучается живой процесс мышления, воплощенный в диалогах литературных персонажей, высказываниях одноклассников и своих собственных. Знакомость сюжетов позволяет облегчить обсуждение и рефлексию логических ошибок и правил. Задача педагога поощрять и поддерживать диалог, самостоятельные рассуждения учащихся. "Философия для детей" является одним из примеров нетрадиционного подхода к гуманитаризации образования.

Перейти на страницу: 1 2 

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.