Каждому педагогу, чтобы учить и воспитывать, необходимы знания о человеке как предмете обучения и воспитания, знания комплекса наук, которые от К.Д. Ушинского получили название "педагогической антропологии". Значит педагогу, чтобы воспитывать надо заниматься человековедением. А подростку для воспитания себя не нужна педагогическая антропология? Или же он умнее педагога? Думается, что подростку курс "Человекознания" необходим не меньше чем профессиональному педагогу. И это вполне согласуется с идеями педагогики сотрудничества, но не педагогики формирования, которую жутко ненавидел Лев Толстой: "воспитание как умышленное формирование идей по известным образцам не плодотворно, не законно и невозможно"17.
Эта мысль получила поддержку и развитие в трудах отечественного психолога Льва Выгодского (1896-1934), который утверждал что с "научной точки зрения нельзя воспитывать другого и можно только воспитываться самому"18.
В русло этих идей обозначился концептуальный поворот в современной педагогике и педагогической психологии.
"Не надо формировать, а тем более "формировать" человека. Ему надо лишь помочь (или хотя бы не мешать) стать самим собой. В этом, по-видимому, заключена подлинная философия культурной педагогики, которая должна быть педагогикой не ответного, а ответственного действия"19. Кстати сказать, философия давно уже подготовила почву для такой культурной педагогики.
Не потеряли значения педагогические принципы И. Канта, для которого самовоспитание суть нравственная обязанность человека: "самому себя совершенствовать, самому себя (разумеется к добру) образовывать вот в чем обязанности человека"20.
Сочинение И. Канта "Антропология с прагматической точки зрения" можно представить как прообраз учебного пособия по самопознанию и самовоспитанию. Достаточно четко в этой работе намечены три направления самовоспитания:
- развитие познавательных способностей;
- культура общения (этикет, манеры, такт);
- и развитие нравственного характера, т.е. принятие и твердое соблюдение моральных принципов (максим), тесно связанных с надеждами на счастье человека, с тем, насколько человек сделал себя достойным счастья.
Он писал: "Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу - а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире - и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком"21.
Любопытны мелкие замечания Канта о том, чему нельзя научиться в школе: остроумию, проницательности, или способности исследования, оригинальности и воображению; в целом "механизм обучения, постоянно принуждая ученика к подражанию, несомненно оказывает вредное действие на пробуждение гения"22.
В России раньше других близкие идеи выразил в статье "Вопросы жизни" (1856) знаменитый хирург и педагог Н.И. Пирогов: "Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми"; самовоспитание как раз и составляет одну из первых, "самых главных основ истинночеловеческого воспитания", его задачи - развитие способности к убеждениям и способности жертвовать собой. Отвергая педагогику "искусственной и насильной моделировки незрелых умов", Н.И. Пирогов вообще предостерегает против легковесного отношения к убеждениям. " .Убеждения даются не каждому. Это дар неба, требующий усиленной разработки. Прежде чем вам захотелось иметь убеждения, нужно бы узнать: можете ли вы еще их иметь"23. В числе средств самовоспитания способности к убеждениям Н.И. Пирогов указывает упражнения в самопознании: "Вы начинаете развивать в себе способность к убеждениям, и скоро убеждаетесь, что вы тронули этим лишь одну струну самопознания, а чтобы вступить в борьбу, вам нужно владеть им как нельзя лучше"24.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.