Методологические основы изучения социального самочувствия.

Согласно этому же словарю, «самочувствие» — есть комплекс объективных ощуще­ний, отражающих степень физиологической и психологической комфортности наличного состояния человека. Самочувствие может быть представлено как одной обобщающей ха­рактеристикой (хорошее, плохое, болезненное, бодрое и др.), так и переживаниями, от­ражающими состояние отдельных систем и процессов: ощущениями дискомфортов в раз­личных частях тела, затруднениями выполнения определенных действий, изменениями в протекании тех или иных когнитивных функций. [36, с.235]

«Самочувствие», таким образом, есть срез тех чувств индивида, которые отражают для него его место в мире. Самочувствие можно оценить с разных сторон, по крайней мере, с физической, психологической и социальной.

Физическое самочувствие — срез ощущений организма под призмой собственных претензий к состоянию организма. Боль для кого-то может быть привычным, нормальным явлением, а спокойствие и равномерность кем-то восприниматься негативно.

Психологическое самочувствие — аналогично, отражает состояние психики инди­вида в окружающей среде в соотношении с его претензиями к данному состоянию.

Социальное самочувствие есть более общее понятие самочувствия, так как, для оценки социального самочувствия необходимо сопоставление обобщенных чувств социальной груп­пы, объединенной по определенным признакам с уровнем их опять же обобщенных претен­зий или принятой в обществе социальной нормой состояния для этой социальной группы.

Следует различать индивидуальное и групповое социальное самочувствие. Группо­вое социальное самочувствие — это более высокий уровень обобщения социального са­мочувствия, характеризующий определенные стороны жизни данной группы.

Социальное самочувствие служит промежуточным звеном между объективным миром и человеческой деятельностью в процессе преобразования мира и самого субъекта деятельности. Оно формируется при воздействии различных факторов человеческой практики, непосредственно вплетено в жизнедеятельности и фиксируется в понятиях, положительных и отрицательных, устойчивых и динамичных эмоциях, чувствах, ощущениях и представлениях.

Социальное

самочувствие, следовательно,

проявляет себя как функциональ­ная единица

социального, психосоциального и психосознательного освоения действи­тельности.

Такие компоненты социального самочувствия, как эмоции, чувства, складываю­щиеся под воздействием социальной практики, формируют умонастроения, ценностные ориентации и убеждения, которые воплощают «те или иные представления о реальном объек­те внешнего мира и выступают как устойчивый интерес и мотив действия по отношению к этому объекту, являющемуся для человека определенной ценностью».

Функциональная дифференцированность социального самочувствия не означает, что следует искать некие отдельные его компоненты, одни из которых указывают на его соци­альное происхождение, а другие — на психологическое. Представляется более продук­тивным выявить общие характеристики социального самочувствия, которые не только указывают на его психофизиологическое и социальное происхождение, но и позволяют установить линии пересечения психики, знания, личного опыта, социальных и духовных интересов человека. [46]

Говоря о сущности социального самочувствия, следует иметь в виду, что наряду со ста­тическим, оно обладает и динамическим измерением, которое определяет не только его изменяющиеся элементы, стадии и формы, но и его сущность. Социальное самочувствие порождается противоречиями в социальном бытии, специфически самочувствие социальные цели людей, вступающих нередко в конфликт с возможностями их удовлетворения.

В зависимости от степени осознания причин происходящих событий, вызвавших то или иное самочувствие, оно может выступать в качестве нерасчлененного общего соци­ально-психологического фона (приподнятое, подавленное настроение и т. д.), либо как четко идентифицированное состояние (скука, печаль, тоска, страх, увлеченность, радость, ликование, восторг и т. д.).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.