СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА С переходом от партийно-аппаратного нормотворчества эпохи административно-командной системы к реальной законодательной деятельности высших представительных органов власти в рамках формирующейся системы парламентаризма у отечественных социологов впервые появилась возможность конструктивного сотрудничества с законодателе^!. Однако надежды социологов на такое сотрудничество пока что во многом остались нереализованными (отчасти из-за темпов законотворчества и масштабов обновления законодательства, отчасти из-за недооценки законодателем значения, социологического обеспечения законотворчества, а в немалой степени — и из-за неготовности самих социологов к этой работе). В результате процесс обновления законодательства в значительной мере осуществляется методом проб и ошибок, усиливая в обществе атмосферу нестабильности.В сложившейся ситуации актуально звучат слова основателя социологии Герберта Спенсера о том, что "из всех чудовищных заблуждений людей самое чудовищное заключается в том, что для того, чтобы овладеть каким-нибудь несложным ремеслом, например, ремеслом сапожника, необходимо долго учиться, а единственное дело, которое не требует никакой подготовки, — это искусство создавать законы для целого народа'". В настоящее время в рамках социологии права разработаны и могут быть использованы законодателем следующие формы и направления социологического обеспечения законотворчества.1. Исходным пунктом взаимодействия законодателя и социолога в процессе социологического обеспечения законотворчества является работа по прогнозированию потребности в правовом регулировании.
Здесь прежде всего следует обратить внимание на исследования эффективности действующего законодательства, которые могли бы стать важным источником информации о необходимости изменения правового регулирования. 'Наибольший интерес для законодателя в настоящее время представляет изучение процессов фактической нормативной саморегуляции.Социологические исследования такой саморегуляции могли бы стать одним из действенных инструментов прогнозирования потребности в правовом регулировании "'.2. Значение юридико-социологических исследований, направленных на прогнозирование потребностей в правовом регулировании, во многом будет зависеть от того, насколько они окажутся сориентированными на те задачи, которые встают на следующем этапе социологического обеспечения законотворчества при разработке концепции правовой нормы.
Задача социологического обеспечения этой стадии законотворческого процесса социологических исследований заключается в том, чтобы на концептуальном уровне найти оптимальную стыковку социального и правового, вписать правовую норму в социальный контекст, обеспечить соответствие правовой формы существующим и формирующимся социальным реалиям. Ведь именно на этом этапе социологического обеспечения законотворчества исследователи сталкиваются с необходимостью прояснить наиболее глубокие и спорные вопросы, нуждающиеся в принципиальном теоретическом решении. Опыт показывает, что существует большой соблазн переложить рассмотрение концептуальных проблем с уровня научного анализа на уровень обыденного сознания, попытаться напрямую выяснить у общественного мнения его позицию по вопросам, требующим специальной научной компетенции Подготовительный этап исследовательской работы должен быть связан с изучением соответствующих аспектов так называемого смыслового пространства массового сознания, выявлением смысловой нагрузки, которую несет тот или иной термин в экономическом, политическом, правовом сознании населения. С этой целью могут применяться различные техники (приемы) социально-психологического анализа'. 3. После того как проект закона готов, социологические исследования могут помочь законодателю в выяснении отношения различных слоев населения к введению в действие данной правовой новеллы.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.