Билеты

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА С переходом от партийно-аппаратного нормотворчества эпохи административно-командной системы к реаль­ной законодательной деятельности высших представитель­ных органов власти в рамках формирующейся системы пар­ламентаризма у отечественных социологов впервые появи­лась возможность конструктивного сотрудничества с законодателе^!. Однако надежды социологов на такое со­трудничество пока что во многом остались нереализован­ными (отчасти из-за темпов законотворчества и масштабов обновления законодательства, отчасти из-за недооценки законодателем значения, социологического обеспечения за­конотворчества, а в немалой степени — и из-за неготовно­сти самих социологов к этой работе). В результате процесс обновления законодательства в значительной мере осуще­ствляется методом проб и ошибок, усиливая в обществе атмосферу нестабильности.В сложившейся ситуации актуально звучат слова ос­нователя социологии Герберта Спенсера о том, что "из всех чудовищных заблуждений людей самое чудовищное заключается в том, что для того, чтобы овладеть каким-нибудь несложным ремеслом, например, ремеслом сапож­ника, необходимо долго учиться, а единственное дело, которое не требует никакой подготовки, — это искусство создавать законы для целого народа'". В настоящее время в рамках социологии права разра­ботаны и могут быть использованы законодателем следую­щие формы и направления социологического обеспечения законотворчества.1. Исходным пунктом взаимодействия законодателя и социолога в процессе социологического обеспечения зако­нотворчества является работа по прогнозированию потреб­ности в правовом регулировании.

Здесь прежде всего сле­дует обратить внимание на исследования эффективности действующего законодательства, которые могли бы стать важным источником информации о необходимости изме­нения правового регулирования. 'Наибольший интерес для законодателя в настоящее время представляет изучение процессов фактической нор­мативной саморегуляции.Социологические исследования такой саморегуляции могли бы стать одним из действен­ных инструментов прогнозирования потребности в право­вом регулировании "'.2. Значение юридико-социологических исследований, направленных на прогнозирование потребностей в право­вом регулировании, во многом будет зависеть от того, на­сколько они окажутся сориентированными на те задачи, которые встают на следующем этапе социологического обеспечения законотворчества при разработке концепции правовой нормы.

Задача социологического обеспечения этой стадии за­конотворческого процесса социологических исследований заключается в том, чтобы на концептуальном уровне най­ти оптимальную стыковку социального и правового, впи­сать правовую норму в социальный контекст, обеспечить соответствие правовой формы существующим и формиру­ющимся социальным реалиям. Ведь именно на этом этапе социологического обеспечения законотворчества исследователи сталкивают­ся с необходимостью прояснить наиболее глубокие и спор­ные вопросы, нуждающиеся в принципиальном теорети­ческом решении. Опыт показывает, что существует боль­шой соблазн переложить рассмотрение концептуальных проблем с уровня научного анализа на уровень обыденно­го сознания, попытаться напрямую выяснить у обществен­ного мнения его позицию по вопросам, требующим специальной научной компетенции Подготови­тельный этап исследовательской работы должен быть свя­зан с изучением соответствующих аспектов так называемого смыслового пространства массового сознания, выявлением смысловой нагрузки, которую несет тот или иной термин в экономическом, политическом, правовом сознании населе­ния. С этой целью могут применяться различные техники (приемы) социально-психологического анализа'. 3. После того как проект закона готов, социологичес­кие исследования могут помочь законодателю в выяснении отношения различных слоев населения к введению в дей­ствие данной правовой новеллы.

Перейти на страницу: 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.