Анализ условий возникновения социальных технологий убеждает в том, что «всякая социальная технология опирается на некий обязательный фундамент» иными словами, существуют принципы построения (конструирования) технологий, которые в свою очередь базируются на общечеловеческих универсалиях культуры, приоритете человеческих ценностей, философии гуманизма. В частности, в коллективной работе коллег из Социально-технологического института в качестве основного блока фундамента для построения социальной технологии выделяют необходимость детального исследования как структурных элементов, так и общества в целом, которые и являются объектами воздействия6.
Анализ же опыта создания (конструирования) и применения организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, направленной на определение и преобразование (изменение состояния) социального объекта и достижение заданного результата — социальных технологий — определяет существование принципов, позволяющих еще на этапе проектирования (планирования) деятельности прогнозировать степень ее технологичности (под технологичностью в данном случае понимается эффективность в достижении заданного результата и возможность тиражирования всей последовательности процедур).
Базовые принципы конструирования социальных технологий не имеют ценностного ранжира, среди них нет особо важных и важных «во вторую очередь», поскольку действие каждого определяется соблюдением любого другого. Однако существует некая «онтогенетическая» иерархия, позволяющая определить принцип системности как «золотой» принцип конструирования социальной технологии, действующий вне зависимости от сферы ее применения и являющийся материнской основой действия других принципов: несоблюдение принципа системности автоматически лишает совокупность процедур возможности быть технологией. Все остальные принципы в своей совокупности являются репрезентацией действия принципа системности.
Итак, принцип системности в создании социальной технологии заключается в том, что при конструировании она — социальная технология — рассматривается как система, т. е. как совокупность взаимосвязанных элементов, каждый из которых обладает свойствами такой совокупности. При этом связи между элементами в свою очередь являются элементами системы.
Прежде всего, элементами системы социальной технологии являются субъекты этой технологии с учетом всех принадлежащих им социальных характеристик, с учетом того, что каждый из нас — субъектов социальных технологий — будучи одновременно частью нескольких социальных систем (семья, компания, учебная группа и т. д.), испытывает на себе динамику сети отношений социальных систем, в которые он включен как субъект.
« .Социальные технологии .единственный тип технологического процесса, построенный не на отношениях объекта и субъекта, а на субъект-субъектных отношениях. Без содействия участников социального процесса, без согласия клиента социальной работы, без содействия индивида, семьи, группы, которым оказывается профессиональная помощь, невозможно преобразование тех обстоятельств, которые послужили причиной применения социальных технологий». Для социальных технологий взаимодействия людей безусловен также учет в качестве элемента системы внутреннего мира человека, состояния его душевного равновесия, учет его духовной жизни. Как элемент системы рассматривается также социальная ситуация, оцениваемая на всех возможных уровнях, от индивидуального до межгосударственного — климат, культура региона, его традиции и язык.
Основным принципом при создании социальных технологий является принцип оптимальности. Его можно назвать «золотым правилом», которому следуют, безусловно, и которое в качестве принципа действия закладывается как исходное в любое из приводимых определений понятия социальная технология. Принцип оптимальности означает наилучшее использование имеющихся ресурсов и средств для достижения цели воздействия. Он предполагает:
• рассмотрение социальной сферы деятельности как очень сложной, динамичной, вероятностной системы отношений;
• определение и учет главной цели и частных задач социального воздействия, из которых вытекает выбор способов и средств их последовательного достижения;
• учет неизбежной ограниченности ресурсов на каждом этапе решения социальных целей и задач.
Суть следующего принципа конструирования и обеспечения технологичности заключается в гибком подходе к выбору методов и конкретных методик осуществления планируемых действий. Он подразумевает учет особенностей конкретного региона, культурных различий, традиций, специфики личности индивида, его тендерных и возрастных особенностей. Другими словами, выбор методов и конкретных методик должен осуществляться в соответствии с социальным, этническим, семейным и психологическим статусом индивида или группы. Этот принцип чаще всего называют принципом модальности. Принцип рациональности организации помощи человеку не в абстрактных (на уровне призыва любить ближнего) формах, а в форме планирования конкретных действий конкретных людей и организаций — это то, что отличает социальную программу от социальной технологии и позволяет социальной программе действовать, принося конкретный результат. Принцип рациональности — это принцип, делающий социальную технологию инструментом для достижения социально значимых целей. Понятие технологии подразумевает непрерывность в совершаемых действиях по достижению результата. Эта непрерывность обеспечивается соблюдением принципа перманентности. Действия, рассматриваемые как этапы технологии, безусловно, дискретны и дифференцируемы по своему содержанию: каждое из них обеспечивает некий промежуточный результат технологии. Но этот результат является в то же время исходной точкой для следующего технологического этапа. Технология не может быть прервана без того, чтобы перестать быть исходной, планируемой технологией, поскольку время также является элементом системы «социальная технология». Прерывание технологии автоматически лишает ожидаемого результата, хотя может обеспечить какой-либо иной результат (напомним, что при соблюдении принципа системности каждый этап технологии сам является технологией, или имеет планируемый результат).
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.