РАСИЗМ
— совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас, решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, исконном разделении людей на высшие и низшие расы.
Можно сказать, что первые попытки доказать превосходство одних людей над другими начали предприниматься со времен Великих Географических открытий.
Поиски новых рынков сбыта, погоня за наживой привели к захвату колоний, разделу и переделу мира. Открытие Америки Колумбом в 1492 г. повлияло на дальнейшую историю не только народов Америки. Началась активная колонизация Американского. Азиатского и Африканского континентов.
В результате жестокой колониальной политики были истреблены целые народы. Во время открытия Америки этот материк заселяло около 20 млн индейцев. Ныне коренных жителей насчитывается всего 800 тыс. Колонизация Америки обернулась трагедией и для народов Африканского континента. Уменьшение численности американских индейцев уже на первых этапах колонизации привело к нехватке рабочей силы, которая стала пополняться за счет привозимых рабов. Первая партия рабов из Африки была доставлена примерно в 1510 г. С 1521 г. торговля неграми велась систематически. В XVII—XVIII вв. их численность возрастает, и они становятся одной из основных этнических групп и важнейшей производительной силой Америки.
Христианская религия признавала всех людей равными перед богом. Но в эпоху Великих географических открытий утверждалось, что современные люди являются потомками библейского Ноя, у которого, по преданию, было три сына—Сим, Хам и Яфет. Они якобы и были родоначальниками трех больших рас человека. Люди белой расы признавались потомками любимого богом Яфета, отсюда их право господствовать над другими расами. Представители монголоидной, желтой, расы провозглашались потомками Сима, а чернокожие народы — проклятого богом Хама.
С 1844 г. расизм становится государственной политикой США. Невозможность признания равноправия негров американские политики обосновали с помощью своего антрополога С. Мортона. на том основании, что негры якобы представляют собой низшую породу людей.
Развитию расистских доктрин способствовало отсутствие стройной теории расоведения.
На рубеже XVIII—XIX вв. в трактовке происхождения рас мнения разделились. Одни ученые, моногенисты
, считали, что существует видовое единство человечества, а расы в силу их близости по главным признакам есть лишь подвиды. Полигенисты утверждали, что между расами существуют значительные биологические различия, и считали каждую расу отдельным видом человека. Моногенизм того времени был построен на церковной традиции, выводившей корни рода человеческого от Адама и Евы. Ученые, выступавшие против библейских догматов, становились на позиции полигенизма. Французский ученый XIX в. Вирей делил человеческий род на 2 вида и считал библейского Яфета родоначальником первого из них, т. е. светлокожих, а библейского Хама — чернокожих народов. Бори де сен Венсан в пределах человеческого рода выделил 15 видов, т. е. рас.
Некоторые ученые, отрицая видовое единство человечества искали истоки различий в ранних предковых формах вплоть до исходных линий млекопитающих и связывали происхождение человеческих рас с разными ископаемыми видами древних человекообразных обезьян. Из этого учения следовал вывод, что расы, находясь на разном уровне эволюции, неравноценны биологически. Это направление получило название полифилии (гр. phylon— племя, род). В 60-х гг. XIX в. немецкий ученый К. Фогт утверждал, что американские индейцы происходят от американских обезьян, а негры от африканских.
Противоположной точки зрения придерживались монофилисты, доказывавшие видовое единство человечества вследствие происхождения его рас от единой предковой формы. Ч. Дарвин привел множество фактов в пользу монофилетического происхождения рас.
Во второй половине XIX в. возникла антропологическая школа. Её представитель английский социолог Г. Спенсер считал, что в человеческом обществе борьба за существование и гибель слабых предохраняет расу от вырождения.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.