Самой распространенная - модель участия в анализируемой социальной программе, согласно которой домохозяйство получает одновременно льготы на транспорт и оплату ЖКУ. Она доступна 17,9% всех российских семей[10]. При добавлению к данному набору льгот на получение лекарств формируется вторая по популярности модель участия в программе льгот, в которую включены 10% домохозяйств. Важно отметить, что 6,3% имеют только льготы на оплату ЖКУ.
Максимальное количество льгот концентрируется в семьях «чистых» пенсионеров: 85% неработающих пенсионеров, 80% одиноких пенсионеров и 86% супружеских пар пенсионеров имеют хотя бы одну льготу.
Таблица 5 - Удельный вес получателей льгот
Доля льгот в в % от объема располагаемых ресурсов получателей |
Льготы и субсидии, в рублях на д/х | |
Одиночки пенсионного возраста |
12,1 |
332 |
Одиночки не пенсионного возраста |
11,9 |
332 |
Супруги – пенсионеры |
8,3 |
481 |
Супруги – не пенсионеры |
6,8 |
353 |
Супружеская пара с 1 ребенком |
6,7 |
439 |
Супружеская пара с 2 и более детьми |
7,1 |
459 |
Супружеская пара с 1 ребенком и другими родственниками |
5,8 |
483 |
Супружеская пара с 2 и более детьми и другими родственниками |
5,3 |
504 |
Одиночка с детьми |
11,7 |
437 |
Одиночка с детьми и др. родственниками |
7,3 |
475 |
Домохозяйства взрослых |
6,8 |
449 |
Итого |
8,7 |
448 |
В то же время семьи с детьми остаются практически без такого рода государственной поддержки. По данным НОБУС, из системы социальных льгот оказываются исключенными 79,5% неполных семей с детьми и более 60% многодетных семей, а именно они имеют максимальный риск бедности и, согласно обозначенным политиками приоритетам развития, должны стать ключевой группой для системы социальной защиты.
Это свидетельствует о том, что существует чрезвычайно высокое неравенство в доступе к льготам.
Оставляя за рамками анализа контекст справедливости подобного распределения, отметим, что «монетизация» такого процесса чрезвычайно сложна, а схема «монетизировать так, чтобы никто не пострадал», практически невозможна. Она реализуема только в том случае, если каждое домохозяйство будет иметь индивидуальную схему монетизации, но в таком случае особого смысла в замене натуральных поступлений денежными компенсациями нет. Поэтому запись в Федеральном законе № 122-ФЗ о том, что в ходе замены натуральных льгот денежными компенсациями не должно ухудшиться положение льготников, - невыполнимая декларация. Если реализовать данную схему, то объемы ресурсов, направляемых на компенсационные выплаты, должны будут в 5 раз превышать объемы сложившегося финансирования[11].
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.