Комплексно-ориентированные модели теоретического обоснования социальной работы

В-четвертых, существенно важно иметь в виду сосуществование различных уровней организации жизненного пространства и жизненных сил человека - от индивидуального, семейного и группового до регионально-государственного и международного.

Наконец, в-пятых, нельзя не учитывать сосуществование и взаимодействие духовных и материальных сил, которыми располагает человек, материальную, предметно-вещественную и духовно-культурную среду обитания людей, их способность к экстрасенсорике, включенность в биоэнергетический обмен, осуществляющийся в природе.

Жизненные силы человека понимаются нами в качестве его способности к воспроизводству и осуществлению жизни как биосоциального существа, способности к эффективному удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования во всех сферах жизни общества, уровнях его организации. Жизненные силы человека представляются как единство индивидуальной и социальной субъектности. Индивидуальная субъектность понимается как способность человека удовлетворять и развивать свои многообразные потребности индивидуально-личностными средствами. Социальная субъектность трактуется в качестве способности людей удовлетворять и развивать свои интересы и потребности с помощью социальных институтов, учреждений и организаций общества. При этом индивидуальная и социальная субъектность рассматриваются и в контексте различий служения человека достижению индивидуальных и общественно значимых, коллективных целей, определенных смысложизненных ориентации, индивидуальной и социальной поли человека к достижению этих целей.

Социальная работа в этой связи понимается как процесс, деятельность по содействию оптимальному формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека. Это позволяет рассматривать ее в единстве структурной и психосоциальной работы, во взаимопересечении традиций психолого-ориентированных и социолого-акцентированных теорий социальной работы. Иначе говоря, комплексный подход к социальной работе и здесь является доминирующим.

На этой основе разрабатываются стратегические направления социальной работы, корректируется взаимодействие, сопряжение различных ее технологий, формируются новые практико-ориентированные подходы в социальной защите жизненных сил, благополучия людей. Очевидно, однако, что всеобъемлющая разработка и реализация такой модели социальной работы по многом пока - дело будущего.

Модель практической деятельности в рамках данной концепции связывается прежде всего с решением следующих задач: во-первых, с преодолением обостренной реакции клиентов на негативные оценки своих возможностей преодолевать трудности обеспечение способности клиента видеть себя вполне готовым практически решать (участвовать в решении) своих проблем; во-вторых, с локализацией и упразднением блоков торможения позитивного развития ситуации клиента, усиления поддержки успешного решения его проблем; в-третьих, следует учесть необходимость повышения информированности, осведомленности клиента по поводу возможностей решения его проблем, прежде всего - о нравах, создающих основу для этого; в-четвертых, решается проблема убежденности клиента в способности социального работника оказывать нуждающимся реальную помощь. Наконец, в-пятых, принципиальное значение имеет достоверная оценка развитости умений клиента индивидуально-личностными и социальными средствами удовлетворять и развивать свои интересы и потребности, а также определение соответствующих стратегий деятельности социальных работников.

В рамках р а з р е ш а ю щ е й модели социальной работы обосновываются следующие роли социономов:

консультация по ресурсам, "привязка" клиентов к ресурсам оказания помощи, создание условий улучшения самооценки клиентов, их способностей решать свои проблемы;

помогать клиентам приобретать знания о себе, о социальном устройстве окружающей среды;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.