Аномия (от франц. anomie – отсутствие закона, организации) – нравственно-психологические состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Выражается в отчужденности человека от общества , апатии, разочарованности в жизни, преступности.
Понятие аномии введено Эмилем Дюркгеймом.
Теория аномии разработана Робертом Мертоном.
Аномия у Дюркгейма
: состояние общества или личного отношения к обществу, в котором имеются слабый консенсус, недостаток веры в ценности или цели и утрата эффективности нормативных и нравственных рамок, регулирующих коллективную или индивидуальную жизнь.
Дюркгейм усматривал в аномии разлагающее воздействие на общество: аномическое разделение труда возникло ввиду распределения рабочих мест не в соответствии со способностями, что ведет к нерегулируемости экономической деятельности в таких обществах; в «Самоубийстве» Дюркгейм пытался провести корреляцию между числом самоубийств и аномическими социальными ситуациями.
Аномия у Мертона
: социальные ситуации и индивидуальные ориентации, не соответствующие определяемым культурой целям и доступностью институционализированный средств их достижения (например, социальные условия, при которых в США в период депрессии процветала организованная преступность).
Трактовка аномии Мертоном позволила использовать это понятие при исследовании девиации: при разрыве между определенными культурой целями и одобренными обществом средствами, доступным личностям/группам возможны:
1. «инновация»: преступление или другие социально осуждаемые средства достижения одобренных целей;
2. «ритуализм»: попытки добиться одобренных средств без перспективы добиться успеха;
3. «ретреатизм»: выбор;
4. «восстание»: стремление изменить систему.
Мертон показывает, что аномия может стать источником социальных изменений или источником социальных проблем
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.