Осн раб: «Разум, Я и общество» (1934) Методол основ его подхода в социологии был прагматизм. Эволюцию он рассматр как процесс осознания и решения пробл, а научный метод – как развивающееся в ходе эволюц процесса самосознание. Признаками чел, развившимися в ходе эволюции, Мид считал умение мыслить абстрактно, самосознание, целенапр и нравств повед
Об-во – это продолж процесс и состоит оно из соц актов. По Миду, соц акт – это взаим-ие, включ двух или более индивидов, между которыми существует разделение труда. Вклад различных индивидов координ т о, чтобы достичь целей, приносящих определенное удовлет кажд участнику. координир действие людей отличается большой степенью гибкости. Участники планируют свой социальный акт в контексте постоянного приспособ др к др
Реализация соц акта – процесс коммуникативный: взаимод всех типов развиваются в процессе взаимного приспособл участников др к др. Взаимная ориентация возникает и поддерживается в ходе постоянного обмена жестами. Жесты – это любые воспринимаемые движения, показывающие другой стороне внутренние ощущения или намерения первой.
Жест, имеющий одно и то же значение для двух и более людей, - это значимый символ, а язык и состоит из таких конвенциональных звуков. Те, кто занят совместной деятельностью, постепенно создают мир общения, облегчающий их последующее сотр-во.
При изучении процессов коммуникации Мид предлагал пользоваться концепциями импульса, восприятия, манипуляции и консуммации.
Импульс – некое нарушение, дефицит приспособления между организмом и средой, представление о трудной задаче, которая должна быть выполнена.
Консуммация – устранение нарушения, беспорядка.
М/у этими конеч точками акта нах-я восприятие и манипуляция. Один из главн пунктов дискуссий прагматистов – это хар-р мышл. По Миду, мыш – это форма поведения, происход когда деят-ть прервана. Перерыв может быть вызван внешним препятствием, или отсутствием необходимых объектов. Когда акт заблокирован, имеет место большое количество вторичных приспособлений, включая экстренную мобилизацию (эмоцию) и сознательную рефлексию. С помощью этих процессов приостановленный акт может быть в конце концов завершен.
Наиб знач достиж Д. Мида счит его теория «Я». «Я» - это не только чье-то тело, но и воспринимаемый объект. Поскольку большинство актов являются компонентами более масштабных взаимодействий, люди, участвующие в них, взаимозависимы, - импульсы одного не могут быть полностью воплощены без сотрудничества коллег.
Обобщая его концепцию,Мид использует термин «Я» в трех значениях:
как восприним предмет, формир чел в конкретном историч контексте;
как процесс самоконтроля;
как личность человека.
Соц-ия, Мид подчерк два важных контекста, в кот она происходит. Один – это игра-подражание, когда дети принимают на себя определенные роли и имитируют людей, которых они знают: мать, почтальона, продавца. Но счит Мид, эффективн самоконтроль вырабат в ходе игры-состязания или в любом таком виде деят-ти, при кот треб колл согласов действия. В состязаниях ответы других организованы, а деятельность происходит в соответствии с правилами.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.