По мнению Блау процесс обмена связ с челов повед, и составл основу отнош м/у индивид и группами. Он состави 4-х ступенч послед-ть ведущ от межличностн обмена к соц-стр-ре и далее к соц изменен. Ступен 1 – межличностн обмен, 2 ступ – дифференциац статуса и власти, 3 – лкгитимации и организации, 4 оппозиции и изменения. Концепц соц обмена огранич комплексом действий , кот зависят от вознагражд со стор др людей и котор прекращ если не следует ожидаем реакция.Налажен связи расширяются, взаимн вознагр служат укрепл и поддерж связей, при недостаточн вознагр ассоциация слабеет и распадается. Вознагр м.б. внутренними (любовь уважение), внешними (деньги) Стороны не могут всега в равной степ вознагр др. др. в обмене нерав-во след внутри ассоциации появл уровни власти Особ случам явл конкуренция или соц дифференциац, когда много людей стрем предложить вознагражд. Но неизбежн дифф-ия на лидеров и сторонников создает необход-ть интергации, что способств реинтеграции груп в ее новом диффернцируем статусе. 2 Типа соц организац
1. Эмерджентные гр ( возник в проц обмена и конкуренц) 2. Гр создан для достиж конкр целей (произ-во товаров, участие в соревнован) В обоих тапах орг-ии есть лидир и оппозиц гр.
Связующ ме-ом в сложн соц стр-ах явл нормы и ценности. Один из член гр формир и согласов гр норму и получ вознагр за сохран стаб-ти. След гр и коллект вступ в обмен отношен с индивидом. Предложил множ-во примеров отнош по типу колл-индивид. Пример опосредов обмена явл организованная обаготворит-ть . Ценностн стереотипы рассматр как опосредующ соц жизнь в 2 значен:1
.Ценностн контекст-ср-во формирующ соц отношен 2
. Обществ ценности опосредуют связи в соц асоц. 4 типа цен
выполн различ ф-ии: 1.партикуляристские ср-во итеграции и опора солидарности, объед индивид на основе межличн отношен.2.универсалистские, стереопипы определяющ сравнительн ценность, расшир возможн косвен обмена. 3. Легитимный авторитет системе ценностей преоставл некотор людям( директорам, президен) большевласти, чем др. 4. Оппозиционные цен. позвол распростр ощущен необходимости перемен, узаконив оппозицию. Изуч центростремит и центробежн силы внутри больших соц объед и утв что расшир теор соц обмена до социетального уровня.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.