В отношении общества к природе развитие выступает как перенос принципов, распространенных в обществе, на природу.
Человечество прошло путь от поклонения природе до ее эксплуатации. Начиная с античности мы выделяем три основных этапа изменения отношения общества к природе.
Античность. Снятие мистической ценности природы.
Средние века. Господство над природой.
Новое время. Эксплуатация природы.
В исторических процессах, происходивших в античности, нас главным образом интересуют два момента.
Во-первых, то, что в результате развития субъективности происходит преодоление бытности природы и низведение ее на уровень случайного «мира мнения».
Во–вторых, утверждение универсализма приводит к появлению «двусубъективных схем деятельности», связанных с отношениями «господин-раб». Нужно сказать, что провозвестником новой субъективности стала античная философия, которая постепенно вытесняет миф, занимая его место в объяснении окружающего человека мира. В до греческом обществе и в первый период античности миф служил основой всех представлений человека и природа, согласно ему, являлась одухотворенной, живой, наделенной смыслом и самоценностью. Гегель, давая характеристику позднему периоду античности, пишет: «…здесь наступило отчасти презрение к природе, представление, согласно которому она сама по себе не имеет никакого значения, только если ее силы служат человеку, который является магом, могущим заставлять ее слушаться его, служить ему, подчиняться его желаниям». [10., 201]
Утверждаясь в человеке или бесконечном абсолюте, бытие покидает мир, и тем самым мир, а вместе с ним и природа, уже в нашем понимании, лишаются смысла и ценности.
Что касается формы свободы, которая существовала в античности, то ее определяла принадлежность каждого гражданина полису. Позднее, на закате античности, когда греческий полис уступил место Римской империи, идея индивидуальной свободы получила свое развитие и окончательно утвердилась в христианстве.
Появление христианства приводит к дальнейшим изменениям отношения человека к природе. Природа на основании божественного принципа вновь обретает единство и целостность, становится объективной. Активность воли начинает направляться на природу. Существовала «книга природы» написанная Богом. Актом творения Бог наделил природу бытием, придал ей совершенство, но это бытие и совершенство природы остаются лишь в Боге. Человек как стоящий над природой, ее господин, он господствует над ней и несет ответственность за нее перед Богом.
Новое время, это было время невероятного подъема человеческой свободы. Человечество вступало в эту эпоху с идеей создания царства божьего на земле.
Идея создания Царства божьего на земле пришла в Новое время из средневековья, но ее содержание существенно изменилось. Если в Среднее века Царство божье представлялось как церковь, да и то лишь в своей духовной ипостаси, то в Новое время обосновывается возможность его реального воплощения. Важную роль в этой идее играет природа, которая должна стать материалом «сырьем» для ее осуществления. Природа, сотворенная Богом, но отпавшая от него, лишена божественной благодати.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.