Русский консерватизм XIX столетия был в значительной степени новым направлением в отечественной социально-политической мысли. Тем не менее, основы его теоретической базы уходят корнями в русское средневековье.
Так, если вплоть до XVIII в. основные консервативные постулаты органично вписывались в жизнь феодального государства, то с началом петровских преобразований, объективных социально-экономических изменений и последовавшим за ними распространением в России идей Просвещения принципы консерватизма перестали быть безусловными ценностями.
В связи с этим закономерно, как реакция на вышеуказанные процессы, в русском обществе зародилась политическая сила, отстаивающая традиционные основы его жизни. Этой силой стал русский политический консерватизм XIX столетия, который, оставаясь явлением достаточно неоднородным, имел систему принципов консервативного типа социального и политического мышления.
К таковым относятся: следование традиции, антирационализм и антииндивидуализм, культ религии и Церкви, культ патриотизма, государственного порядка, отрицание революций, принцип осторожности перемен, необходимость социальной иерархии.
На наш взгляд, нельзя однозначно утверждать безусловную реакционность консервативных идей того периода, так как, отстаивая традиционные бытовые и духовно-нравственные ценности, русские мыслители-консерваторы XIX века (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, М.Н. Катков, К.П. Победоносцев и др.) никогда не настаивали на сохранении крепостного права и других пережитков феодализма.
Оставаясь сторонниками православного самодержавия и будучи в различной степени антизападниками, теоретики русского консерватизма выступали за умеренные, адаптированные к отечественным реалиям, изменения во всех областях общественной жизни (вплоть до консервативного реформирования Церкви), однако редко предлагали конкретную программу действий. Несмотря на это, актуальность вопросов, поставленных мыслителями-консерваторами XIX столетия, и сегодня не вызывает сомнения. Большинство проблем, представленных в трудах последних, до сих пор не разрешены, а потому и для современных отечественных условий некоторые идеи консерваторов указанного периода во многом звучат более чем своевременно.
В начале XX столетия четко выделились два направления в русской консервативной мысли: правое и либеральное. Первое из них, наиболее ярко представленное в трудах Л.А.Тихомирова и практической деятельности монархических союзов и организаций, в итоге было в значительной степени маргинализировано.
Второе (либеральный консерватизм) не получило должного внимания и понимания со стороны интеллигенции, к которой было обращено. Вершиной данного направления в русском консерватизме стало веховство, связанное с именами таких мыслителей, как: П.Б. Струве, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков, П.И. Новгородцев и некоторых других деятелей.
На наш взгляд, можно согласиться с М.А. Колеровым, утверждавшим что «веховству было отведено своего рода итоговое положение в затянувшемся споре консерваторов с либералами». Однако хотелось бы добавить: споре, в котором победу одержали радикалы.
Русские консерваторы нередко игнорировали объективно сложившиеся общественные изменения, идеализируя социальную структуру современного им российского общества. При этом консерваторы, на наш взгляд, совершенно справедливо отстаивали необходимость сохранения уважения к традициям, духовно-нравственных основ русского общества, патриотического воспитания.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.