Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация — это пути которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.
Социализация предполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физических навыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны — передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения и ценностных ориентиров, с другой стороны — их усвоение индивидом. Большую роль в процессе социализации играют идеалы и символы. Они являются эталонами поведения, которые не предписывая поведения, стимулируют к подражанию. Еще Фрейд выделял в качестве одного из психологических механизмов социализации имитацию — осознанное копирование определенной модели поведения. Этот механизм особенно эффективен в детском возрасте. Наличие в обществе общепризнанных идеалов и символов через механизм имитации способствует успешной социализации личности. Символом современного западного общества является успех в жизни, материальный достаток, эти символы играют свою положительную роль в социализации личности. Идеалом многих в советские годы был Павел Корчагин. В настоящее время такие общепринятые идеалы отсутствуют, вероятно из-за этого усложняется процесс социализации подростков и так много примеров их девиантного поведения.
Но наличие в обществе идеалов и символов хотя и способствует социализации, но не гарантирует от девиантного поведения. Подтверждением чего является классификация Р. Мертона, который исходил из следующего:
· в обществе существует общепринятые цели, ценности, идеалы, стремления к ним есть нормы, а также в обществе есть общепринятые одобряемые средства достижения этих идеалов. Есть тип людей, которые признают общепринятые нормы, но считают, что способы их достижения должны быть иными, нетрадиционными. Этот тип он назвал инновационным;
· традиционные способы признаются, но цели либо отрицаются, либо выпадают, а способы становятся самоцелью. Он назвал это — ритуализм;
· ретрицизм. Отрицаются и цели и средства, и в целом общепринятые нормы, но ничего не предпринимается взамен;
· бунт. Отрицаются и цели и средства и вместо них предлагаются новые и цели и средства.
В социологии принято считать, что в любом обществе существуют люди, которые не приемлют и цели и средства, но подчиняются нормам, их называют конформистами. И естественно, в любом обществе есть люди, относящиеся к одной из 4 категорий по Мертону — нонконформисты. Нормально если в обществе большинство — конформисты, но не все, а то общество застынет. Но бывают ситуации, когда провоцируются формы девиантного поведения и большинство людей становится вольно или невольно нонконформистами, вынуждены нарушать нормы. Эту ситуацию еще в прошлом Дюркгейм назвал аномией.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.