Общество представляет собой не механическое соединение индивидов, а систему их взаимодействий друг с другом, а также с объединяющими их общностями и группами (семья, трудовой коллектив, соседи, этнос и т.д.). В процессе социального взаимодействия большинство людей совершают свои поступки, действия, согласуясь с нормами и правилами, принятыми в данном обществе или данной социальной группе. Вместе с тем, каждый из индивидов иногда нарушает в силу каких-то причин некоторые правила и нормы, а некоторые делают это часто, отклоняясь от принятых в обществе норм. Социальные нормы — это регуляторы нашего повседневного поведения в обществе (как мы общаемся др. с др. и т.д.). Соц. нормы имеют свойство передаваться по наследству, сохраняться, но и частично обновляться. Существуют нормативные процессы сохранения и обновления соц. норм. Если в обществе ревностно заботиться лишь о сохранении норм, то оно теряет динамику, становиться архаичным. Другая крайность, когда общество уничтожает большую часть соц. норм, а то и все общепринятые нормы, такую ситуацию Э. Дюркгейм назвал аномией (когда провоцируются формы девиантного поведения и большинство людей становится вольно или невольно нонконформистами, вынуждены нарушать нормы). Такая ситуация грозит анархией и распадом самого общества, т.е. социальные нормы играют важную роль в обществе, способствуя его стабильности и сохранности.
Соц. нормы общества представляют собой целую сложную систему, куда входят, формальные нормы, т.е. нормы оформленные в виде каких-либо официальных документов. К формальным нормам так же относятся подзаконные акты (указы, приказы и т.д.) вышестоящих институтов власти нижестоящим. Кроме того существуют традиции, которыми мы руководствуемся. Нормы устанавливает и мораль. Есть эстетические нормы, религиозные.
Соц. нормы выполняют в обществе ряд функций и подразделяются на:
1. норы выполняющие функции социального контроля: а) предписывающие нормы, б) запрещающие, в) дозволяющие;
2. институциональные — когда за соблюдением норм наблюдают и контролируют определенные институты;
3. конвенциональные — являются предметом договора всех его сторон.
Проблема соц. норм, всех их разновидностей, является очень важной и с т. зр функций. Соц. нормы являются точкой отсчета, с которой сравниваются отклонения, имеющиеся в обществе. Отклоняющееся поведение называется девиантным и оно карается законом, осуждением общества. Чтобы определить отклонение нужно знать нормы. Преступное поведение — делинквентное.
Проблема девиации еще с прошлого века вызывала интерес у социологов, и прежде всего в 2 аспектах:
1. что считать нормой и отклонением,
2. почему люди ведут себя девиантно, даже в случае, когда точно известно, что нормы таковы, отклонение жестоко карается, и все-таки девиации имеет место.
Классическими видами девиантного поведения признаны преступления, правонарушения. Отклонениями считают алкоголизм и пьянство. Наркомания — преступление, во многих странах карается законом. Со временем выяснилось, что отклоняющимся может быть и творчество, особенно его выдающиеся формы, их назвали — инновариантными. Во-первых само по себе творчество есть отрицание нормы. Во-вторых творцы принципиально нового практически все отличаются отклоняющимся от принятых в обществе норм поведения. Таким образом, понятие девиации с включением в нее и творчества и других форм нарушения стандартов привело к тому, что громадный блок явлений и громадная масса людей называются отклоняющимися от нормы. И в этом плане может быть нормой по масштабам, поэтому проблема девиации и девиационного поведения являются постоянно незавершенной.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.