Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация — это пути которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.
Она предполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физических навыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны —усвоение индивидом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения и ценностных ориентиров, с другой стороны — их передачу обществом. Те, кто осуществляет эту передачу, т.е. институты, отдельные люди и группы людей, которые способствуют социализации называются агентами социализации. Такими агентами являются родители, друзья, соседи, тренеры, учителя, духовные наставники, детские учреждения, школа, институт, средства массовой информации, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои, общество в целом) — все то что окружает человека. Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации — целенаправленного и ненаправленного воспитания. Особую роль играет рассмотрение процессов социализации и ее агентов на микроуровне, т.е. в непосредственном окружении человека. Социализация как и любой другой социальный процесс характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологии выделяются 3 периода социализации (дотрудовой, трудовой и послетрудовой) и 4 стадии — ранняя (до школы), обучение, социальная зрелость, завершение жизненного цикла. Процессы социализации в каждый период имеют свою специфику, своих агентов социализации т.е. в каждый период вступают в действие различные социальные институты. На первой стадии агентом социализации является прежде всего семья. В детстве наиболее близки ребенку члены его семьи, они и являются основными агентами социализации. Целью социализации этого периода является формирование у ребенка мотивации и привязанность к другим людям. В возрасте от 3 и старше на ребенка оказывают влияние дополнительные агенты социализации: няня, друзья, учителя, воспитатели, врачи. В это время социализация заключается в приобщении ребенка к мыслительным и познавательным навыкам, ребенок учится читать, считать, осваивает сложные системы различных правил. Т.е. на первых этапах основными агентами социализации чаше всего выступают первичные группы (разновидность малых групп ). Термин «первичные группы» был введен в социологию Кули. Отличительным признаком этих групп, по Кули, является непосредственный, интимный, межличностный контакт ее членов. Эти группы характеризуются высокой степенью эмоциональности контактов и тем, что именно в них индивид получает первый опыт социального единства. Примером являются: семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей, спортивная команда и т.д. Через первичную группу осуществляется социализация индивида, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Основным объектом социологии с т. зр Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив, спортивный и т.д.), в недрах которых и осуществляются основные социальные связи. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становиться человеком благодаря его взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.