Политические институты — разновидность социальных институтов, к ним относятся: государство, полит. партии, общественные организации имеющие свои полит. интересы (профсоюзы, молодежные и женские организации, творческие организации, религиозные общности и т.д.). Каждый из полит. институтов осуществляет определенный вид полит. деятельности и включает социальную общность, слой, группу специализирующиеся на реализации полит. деятельности по управлению обществом. Для этих институтов характерны:
· политические нормы регулирующие отношения внутри полит. института и между ними и между политическими и неполитическими институтами общества;
· материальные средства необходимые для достижения поставленных целей.
Полит. институты обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование полит. деятельности, сохранение идентичности полит. общности даже при смене состава, усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, осуществляют контроль за полит. поведением.
Крупнейший соц.-полит. институт — институт государства. Функции государства являются организация и управление жизнью общества. Для выполнения этих функций государство обладает законами, которые само и создает, огромные материальные средства, как за счет налогов, так и за счет др. поступлений (госсобственность и др.). Однако современное государство представляет собой очень сложный механизм, состоящий из целого ряда относительно самостоятельных структур. Оно включает в себя институт президентства, правительства, парламентаризма, местного самоуправления, правоохранительных органов, судебных и т.д. Все эти государственные институты обладают такими свойствами, как легитимность или законность. Форма государства и его органов определяются, как правило, национальными традициями управления и его развитием в русле общих принципов демократии. По форме современные государства делятся на монархию (традиционную и конституционную) и республику (парламентскую или президентскую). Универсальной структурой государственной власти является:
· законодательные органы (парламенты, советы, съезды и т.д.),
· исполнительные органы (правительство, министерства, госкомитеты, органы правопорядка и т.д.),
· судебные органы,
· армия и органы госбезопасности,
· государственная система информации и т.д.
Но в разных обществах существуют различные избирательные системы, различна роль президента и парламента, судебных и правительственных органов.
К полит. институтам относится институт права, в любом обществе (за исключением наименее развитых) существуют законы, регламентирующие различные формы взаимодействия между людьми, организациями людей. Существует гражданское, уголовное, административное право. И наконец к полит. институтам относятся полит. партии, общественные организации, профсоюзы, без которых современная жизнь не мыслиться. В демократических обществах все полит. институты автономны (власть делится на независимые ветви — исполнительную, законодательную, судебную). Все полит. институты влияют на формирование государственных и властных структур, направляют полит. направление развития общества. В авторитарных и тоталитарных обществах естественные функции полит. институтов деформированы, полит. партии и общественные организации в той или иной степени подчиняются правящей элите. Поведение индивидов и групп в полит. сфере подчиняются нормам — основным правила участия в полит. жизни. Нормы разделяются на нормы-законы и нормы-привычки.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.