Начало русской истории относят к 9в, когда возникла Киевская Русь и по мнению Сорокина сформировалась русская нация. Сорокин считал, что нацию образует группа индивидов принадлежащих к единому государству, связана общим языком и территорией. Совокупность основных черт русской нации включает ее сравнительно длительное существование, огромную жизнеспособность, замечательное упорство, готовность ее представителей идти на жертвы, а также необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической жизни. Огромное влияние на формирование русской нации оказало принятие в конце 10в православия в качестве государственной религии. По мнению Сорокина основные черты русского сознания и все компоненты русской культуры и социальной организации представляли собой идеологическое, поведенческое и материальное воплощение установок православия до 18в. Позднее начали оказывать влияние различные моменты светской сферы жизни и западной культуры. Возможно под влияние православия сформировался особый институт русской деревни — община, которая делила поровну земли, организовывала взаимопомощь, уплачивала за кого-то налоги и т.д. В ней выражался характерный для национальной культуры коллективизм, стремление быть «как все». Коллективизм сдерживал развитие индивидуальности, но одновременно был средством выживания.
С точки зрения цикличной теории развития Тойнби общество последовательно переходит от стадии генезиса, как периода зарождения цивилизации, к стадии роста, сменяющейся надломом и затем дезинтеграцией. Русская цивилизация по мнению Тойнби пережила свой надлом в конце 11в, т.е. в период начавшегося феодального раздробления Киевской Руси. Все последующие значительные события в русской истории, в том числе и в послеоктябрьскую эпоху, Тойнби относит к периоду после надлома русской цивилизации. Надлом он считал предпосылкой к дезинтеграции, которая ведет к гибели цивилизации. Но Россия после 11в продолжала развиваться /Философия, с.152,158/
Основополагающей идеей национальной духовности русской нации на протяжении многих веков была идея единения русских земель. Первоначально эта идея рассматривалась как идея преодоления феодальной раздробленности. Затем эта идея слилась с идеей противоборства иноземным захватчикам, татаро-монгольским завоевателям, позднее — с собиранием русских земель вокруг Москвы, формированием могучего самостоятельного государства. История России не была гладкой, случались подъемы и падения. В истории были периоды когда Россия утрачивала свою государственную самостоятельностью (татаро-монгольское завоевание), переживала глубокий духовно-нравственный кризис, падение нравов, всеобщий разброд и шатание (смутное время 16в, период революции и гражданской войны в 20в). Но все же русская нация находила силы для преодоления трудностей.
С точки зрения теории перехода от традиционного (аграрного) к современному (индустриальному) обществу, Россия относится к странам запоздалой модернизации. Модернизация — это комплексный процесс, охватывающий все сферы общества — экономику, социальную жизнь, политику, культуру. Форсированный характер модернизации (обусловленный и запаздыванием и другими причинами) создавал диспропорции в экономическом и общественном развитии: отставание аграрной сферы от индустриальной, расслоение в доходах, различные противоречия и конфликты в обществе. Особенностью процесса модернизации России — повышенная роль государства. Стадия классической свободной конкуренции была пропущена, ее место занял своеобразный «государственный капитализм», активное насаждение сверху крупной промышленности, банковских учреждений, строительство железных дорог. Но давая толчок развитию экон. сферы, оно одновременно нередко консервировало традиционные полит. институты, тормозило процесс демократизации и становления гражданского общества. Крепостное право было отменено только в середине 19в. Некоторые исследователи полагают, что трудности процесса модернизации в России были связаны с сопротивлением традиционной культуры, прочностью тех социальных связей и культурных установок, которые препятствовали изменениям. То, что модернизация в России проходила трудно и противоречиво, в условиях больших социальных антагонизмов во многом объясняет обстоятельство того, что впервые в истории наряду с буржуазным типом модернизации возник альтернативный — социалистический путь России.
С точки зрения формационного подхода к историческому процессу Россия перескочила одну из формаций — рабовладельческую. Вторая особенность — возврат к предыдущей формации в 90-х гг. 20в: от социализма к капитализму. Как только производительные силы перестают расти в рамках определенных производственных отношений и появляются тенденции к деградации, в обществе обостряются социальные противоречия, свидетельствующие о конфликте между производительными силами и производственными отношениями. Требуется изменение, реформирование производственных отношений. Такая ситуация возникла в СССР в конце 60-х гг. потребовались реформы.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.