Построение сильной и процветающей Беларуси - магистральная линия развития нашего общества. Движение в этом направлении возможно лишь на путях укрепления эффективности общественного производства, совершенствования гражданского общества, освоения новых форм разрешения социальных конфликтов. Последнее, в свою очередь, невозможно без обращения к социально-философским, а также конфликтологическим, политологическим, правовым и др. научным представлениям о природе конфликта, его типах, структуре, элементах, функциях, динамике и особенностях разрешения.
Проведенный мною анализ показал, что под конфликтом можно понимать такой вид явного или скрытого противостояния социальных субъектов, при котором стороны стремятся захватить ограниченные ресурсы, на которые претендует как минимум ещё одна сторона. Среди ресурсов, за которые в ходе конфликта идет борьба находятся деньги и власть, престиж, авторитет, духовные и культурные ценности, взгляды и идеи и пр. Социальный конфликт в этом отношении является такой объективной необходимостью, с которой нужно не бороться, но считаться, а также использовать в своих интересах.
Исследование показало, что физическое уничтожение либо нейтрализация одной из сторон конфликта не устраняет самой сути противоречий, которые приводят к возникновению конфликтной ситуации.
Вот почему на современном этапе развития человечества должны преобладать ненасильственные способы разрешения конфликтов, к которым можно отнести, например, поиск компромисса, консенсуса, согласия между враждующими сторонами [20,c.111].
Одной из новых и, к сожалению, до сих пор остающейся в тени не только в нашей жизни, но и в науке форм преодоления конфликта является практика медиации.
Данная практика является перспективным направлением для использования в разрешении конфликтов различного уровня. Данная практика - социальная технология и атрибут гражданского общества, саморегулирующейся системы взаимодействия, которая может и должна получить у нас широкое распространение. Вместе с тем, простое и механическое перенесение практики медиации на нашу почву невозможно, и предполагает предварительное налаживание и сознательное проведение в сфере образования и управления белорусским обществом сложной и кропотливой работы по формированию и воспитанию команды медиаторов - такой стороны разрешения некоторого конфликта, которая была бы заинтересована в самом факте такого исхода конфликта, который удовлетворяет всех субъектов, вовлечённых в него.
Еще одним социально-философским условием утверждения практики медиации в Беларуси является утверждение диалектического отношения к конфликтам и конфликтным ситуациям, в соответствии с которым конфликт - позитивное явление, ведущее к развитию общества и освобождению его от нежизнеспособных структур. Основанные на диалектике контроль и диагностика конфликтных ситуаций с помощью передовых социальных технологий должны стать залогом дальнейшего развития белорусского государства и гражданского общества.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.