В последнее время цивилизация сталкивается со всё большим количеством конфликтов различной направленности: социальных, политических, экономических, культурных, этнических, религиозных и других. С одной стороны, в этом нет ничего удивительного, поскольку, по мнению современного американского ученого Льюиса Козера, "в социальной структуре любого типа всегда имеется повод для конфликтной ситуации, поскольку время от времени в ней вспыхивает конкуренция отдельных индивидов или подгрупп по поводу дефицитных ресурсов…" [1, С.543]. Следует заметить, что и современная глобализация, и информатизация предполагают постоянную смену старых парадигм и систем мировоззрения, что также неизбежно провоцирует кризисные явления, ведет к увеличению количества конфликтов в обществе.
Однако, постоянно увеличивающееся число конфликтов, в орбиту которых попадает столкновение различных культур и мировоззрений, рост масштабов кровавых конфликтов (международного терроризма, религиозного экстремизма) актуализирует вопрос не только о природе конфликтов, но и о путях их разрешения. Особый смысл этот вопрос имеет для специалистов-управленцев.
В наши дни управленцы различных уровней находятся перед непростым выбором того инструментария, который наиболее применим для успешного выхода из того или иного конфликта, выбора тех методов - насильственных или ненасильственных - которые, разрешая конфликт следует использовать.
Поскольку разрешение некоторого конфликта всегда является более или менее длительным процессом, постольку основной проблемой, стоящей перед многими гуманитарными науками, изучающими конфликт, является проблема поиска оптимальных стратегий выхода из конфликта, его регулирования. Эта стратегия всегда так или иначе увязана еще с одной проблемой - источников и причин конфликтов. В разное время проблема источников и причин конфликтов понималась по-разному.
Задаваясь вопросом о том, с чем связано такое большое количество конфликтов в наши дни, известный немецкий ученый Ральф Даррендорф видел их основную причину в борьбе за ограниченные политические ресурсы: власть, престиж, авторитет [2, c.87]. С этим следует согласиться, поскольку сегодня во всем мире заметна возросшая политизация общества, и в наши дни не редкость, что, например, те или иные религиозные и культурные организации преследуют политические цели, и потому всё большее количество людей оказываются вовлечёнными в противостояние различных властных структур. Согласно другому не менее авторитетному современному ученому Толкоту Парсонсу, конфликт - "социальная болезнь", т.е. не естественное, а ненормальное состояние общественного организма. Аналогичной точки зрения придерживаются и другие учёные школы социальных отношений. Кто же из современных ученых прав?
Как мне представляется, в современных дискуссиях о причинах конфликтов более правы те ученые, которые ориентированы не на метафизическое, а на философское диалектическое мировоззрение, согласно которому противоречие, как писал еще Гегель, является корнем любого развития.
В наш синергетический век со старым, известным уже Гераклиту диалектическим тезисом о природе конфликтов нужно обязательно считаться, а использование недиалектических механизмов коммуникации и отношения к конфликту вряд ли позволит современному человечеству найти путь от хаоса к порядку.
Целью исследованияявляется анализ природы социальных конфликтов и инструментария их разрешения.
Изучение темы в контексте новейших отечественных и зарубежных исследований позволяет конкретизировать данную цель через постановку и решение следующих задач
:
проанализировать основные теоретические взгляды на сущность и природу возникновения конфликта, основные способы его разрешения;
раскрыть смысл конфликта как социально-философской категории;
изучить наиболее предпочтительные методы преодоления конфликта;
осветить природу такого нового метода разрешения конфликта как практика медиация.
В соответствии с этими задачами в первой части работы будет дано определение понятия "социальный конфликт", освещена его динамика, описаны основные виды конфликтов, а также способы их преодоления.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.