В своем критическом анализе сложившихся интерпретаций мира Дарендорф стремится к максимальному объективизму.
Главный конфликт европейской истории XIX в. – это конфликт между предпринимателем и рабочим. Он развертывается в промышленной сфере, которая была на протяжении 19-го столетия доминирующей сферой общества. В этом пункте и именно в данных исторических границах Дарендорф полностью согласен с Марксом.
XX в. означает вступление в постиндустриальное общество, в котором снижается значение классового конфликта. Этот век внес, по мнению Дарендорфа, решающие изменения в социальную структуру общества. Промышленность перестала играть доминирующую роль в организации общественных связей и отношений. Рабочие и предприниматели западных стран выработали формы регулирования конфликта по поводу распределения прибыли и заработной платы. Поэтому изменился характер конфликта.
С точки зрения Дарендорфа, в посткапиталистическом обществе вырабатываются нормы регулирования конфликтов, что связано, с одной стороны, с индустриальной демократией, а с другой стороны, с политической демократией. Он считает, что они – главные системы институтов, характерные для европейских государств после второй мировой войны и главные условия обеспечения социального мира и благоденствия.
По Дарендорфу, конфликт – исходная клеточка социальной жизни, неизбежный результат всякой системы управления, любой иерархически организованной системы.
Для успешного регулирования конфликта важны три обстоятельства:
1) наличие ценностных предпосылок. Каждая из сторон должна признавать наличие конфликтной ситуации;
2) уровень организации сторон. Чем более организованными являются обе стороны, тем легче достичь договоренности;
3) конфликтующие стороны должны согласиться относительно определенных правил игры, при соблюдении которых возможно сохранение или поддержание отношений между сторонами.
Регулирование конфликтов обеспечивается специальными институтами парламентского типа.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.