Исследование феномена видеокультуры необходимо начать с рассмотрения концепции культуры, в рамках которой мы будем работать. В этой работе мы определим сферу культуры через ее соотнесение со сферой социального. Представляется возможным выделение трех основных способов подобного соотнесения культурного и социального.
1. Социальное и культурное совпадают по объему, но расходятся по смыслу. Культура – человеческое измерение социума, мир ценностей и смыслов, которые человек приписывает социальным действиям. Общество обозначает себя в культуре, которая таким образом является репрезентацией социального. Культура делает общество смысловым целым. Такая генерализация осуществляется как обобщение символических образов действительности и процессов их восприятия, результатом чего являются единые стандарты поведения и восприятия[2]
2. Культура детерминирует сферу социального. Так, например, в концепции П. Сорокина культура, являющаяся «сверх системой» по отношению к обществу, представляет собой совокупность ценностей. Эти ценности не только интегрируют общество, но и определяют его тип. Сорокин выделяет три основных идеальных типа культуры: идиационная, идеалистическая и чувственная. В каждом конкретном социуме присутствуют все три типа культур, но одна из них доминирует, определяя тем самым социальные нормы и отношения в обществе[3].
3. Культура – способ существования социального. Социальное – это совокупность социальных отношений, которые изменяются в сфере культуры. Подобное видение культуры характерно для постмодернистской социологии. Так в частности французский социолог П. Бурдье рассматривает культуру как совокупность идентификационных стратегий. Человек обладает позицией (как отражения сферы социального) и набором соответствующих ее диспозиций (сфера собственно культурного). Именно культура создает диспозиции, посредством которых человек находит свое место в обществе. Таким образом, культура является способом объективации социума, способом закрепления социальных отношений, а также их трансформации.[4]
Все вышеперечисленные подходы являются ценными, но для рассмотрения процессов изменения (в общем смысле - динамики) нам представляется наиболее приемлемым третий, его мы будем использовать как стержневую концепцию, а остальные как дополняющие. Для достижения поставленной цели нам необходимо интегрировать перечисленные подходы.
Путем логического анализа, используя все перечисленные подходы, были выделены общие для всех культур универсалии. Выделение подобных универсалий позволяет анализировать структуру культуры, взаимодействие ее элементов, установление зависимостей. Выделенные универсалии являются общими для всех культур, но реальное их наполнение будет зависеть от конкретной культуры. Итак, в число общих культурных универсалий входят:
· Язык, понимаемый как знаковая система трансляции и интерпретации смыслов[5]. Для нашей работы не нужно тщательно разбирать, каким образом происходит связывание знаков и придается смысл, это достаточно подробно описывается у таких авторов, как Лотман, Ионин и пр.[6]
· Система ценностей, понимаемая как совокупность социальных мифов, идеологии, мировоззрения и т.д., взаимодействующих между собой определенным образом. В этом понимании система ценностей не имеет деятельной, «акторной» характеристики, являясь, по сути, статичным конструктом, изменяющимся посредством специфических «культурных акторов» речь о которых пойдет ниже[7].
· Символы, понимаемые не как сколь ни будь структурированный набор символов, а как их отдельное, не структурированное существование, «перечисление». Таким образом, мы всегда будем говорить о «списке» символов, не определяя возможно существующее взаимодействие априорно.[8]
· Типичные связи и взаимодействия, понимаемые, как структурированный набор типовых взаимосвязей существующих в социуме. Каждая культура прививает своим носителям подобный набор, отражающий традиционно сложившийся в конкретном обществе систему каналов взаимодействий любого типа.[9]
· Образы, эталоны поведения. В данном случае это поведенческий, деятельностный срез культуры. Это есть задание форм поведения и деятельности индивидов в той или иной ситуации в рамках данной культуры.[10]
Все выделенные универсалии являются статичными и приобретают динамику только при наличие акторов, – то есть средств и механизмов взаимодействия со средой столь замкнутых систем как вышеперечисленные культурные универсалии. Сам собой напрашивается вывод, что центральным актором будет совместная деятельность людей по любому поводу, будь то труд, или что-то еще. Это абсолютно верно, но каким образом происходит сохранение, селекция и развитие новых феноменов внутри универсалии? Каким образом происходит их трансляция? Ряд этнографов и культурологов[11] считают, что центральным актором, выполняющим эти функции, является искусство (в силу специфики темы мы опустим рассмотрение других акторов).
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.