Процесс приобщения к культуре поколений наблюдается на всех этапах развития человечества. В любом обществе, архаичном или современном, возникает необходимость передачи социального опыта, знаний и умений от старших поколений к младшим. Для осуществления трансляции культуры в духовной сфере жизни общества сформировался такой социальный институт, как образование.
В ХХ в. коренным образом изменилось мировое сообщество, значительные изменения претерпели материальное и духовное производство, культурные стандарты, по-иному стали смотреть на роль и содержание образования в современном мире. Развитие системы образования в качестве стратегической социальной программы становится приоритетной задачей внутренней политики во многих государствах мира вследствие высоких требований к знаниям, умениям и навыкам выпускников средних учебных заведений, к квалификации специалистов с высшим образованием, к их духовному облику, а также необходимости непрерывного образования в современном обществе.
Россия, входящая в группу стран с наиболее высоким человеческим потенциалом во многом благодаря своей образовательной системе, также берет стратегический ориентир на накопление самого мощного социального капитала - знаний, которые превращаются в духовность личности, профессионализм работников, высокие технологии, культуру производства[10].
В современном мире образование характеризуется следующими чертами:
1) демократичность (равный доступ к образованию);
2) интегративность (охват всего жизненного периода);
3) всеобщность (объединение различных образовательных cстадий и структур);
4) гибкость (использование разнообразных форм, средств и методов обучения).
Расширяется педагогическое пространство: изменяются стратегические ориентиры образования и роль преподавателя в учебном процессе, появляются новые образовательные технологии, меняется содержание учебных дисциплин. В настоящее время можно выделить следующие стратегические ориентиры образования:
Ø теоретический фундаментализм, ориентирующий образование на новейшие теоретические достижения в современной науке, перевод научных текстов на язык учебно-познавательной деятельности;
Ø познавательная целостность учебного знания, обусловленная современными представлениями о мироцелостности, о eдиной сущности креативных процессов самоорганизации в природе и обществе как сложноорганизованных системах;
Ø гуманитаризация, связанная с развитием творческих способностей учеников и направленная на развитие их эстетического мировосприятия и этического отношения к действительности. Гуманитаризация должна ориентировать индивидов на необходимость понимания той социокультурной среды, в которой им приходится жить, и понимания людей иной культуры;
Ø Методологизм;
Ø Плюрализм.
Сейчас основной проблемой стал поиск новых методологических ориентиров познавательной деятельности, изменились цели и задачи образования. В содержательном плане наметился переход от теоретизма к методологизму, от усвоения различных теоретических конструкций к усвоению многообразных способов познавательной деятельности. Это предопределило необходимость включения в современные образовательные программы новейших концепций и теорий, представляющих собой альтернативные картины мира.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.