Антропология как наука выделяется своим почтенным возрастом. Этот термин употреблял сам Аристотель.
Антропология (от “антропо” и “логия”) - наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека41.
В России, по мнению Б.Г. Ананьева в философской, научной, педагогической мысли, термин "антропология" пользовался особым уважением. В немалой степени этому способствовало антропологическое учение Н.Г. Чернышевского (философский антропологизм или антропологический принцип в философии), для которого характерно "понимание человека как целого, стремление вскрыть единство общественного и естественного в структуре человека"42. А сам Н.Г. Чернышевский пытался решить главным образом вопрос своего учения: " .не могут ли быть отношения между людьми так, чтобы способствовать потребностям человеческой натуры"43.
Первоначально антропология трактовалась как система наук о человеке, хотя в дальнейшем произошло ограничение её предмета специальным развитием антропологии как отдельной науки, изучающей изменение природы человека под влиянием общественно-исторических условий. Но стремление к целостному научному познанию человека в единстве его физического, умственного и нравственного развития, его природы и общественных свойств красной нитью проходит через прогрессивные направления русской научной мысли второй половины Х1Х века.
В сокровищницу мировой педагогики вошел классический труд русского педагога-демократа, основоположника научной педагогики в России К.Д. Ушинского (1824-70/71 г.) "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии".
В нем он утверждал, что "к обширному кругу антропологических наук принадлежат: анатомия, физиология и патология человека, психология, логика, филология, география, изучающая землю как жилище человека, и человека, как жильца земного шара, статистика, политическая экономия и история в обширном смысле, куда мы относим историю религии, цивилизации, философских систем, литератур, искусств и собственно воспитания в тесном смысле этого слова. Во всех этих науках излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. Человека"44. Этот перечень завораживает людей с энциклопедическим кругозором, но таких немного, а у подавляющего большинства специалистов вызывает негативные эмоции. Но если бы педагогическая идея Ушинского была внедрена в педагогическое образование, то первых было бы значительно больше. К сожалению этого не произошло. Последующее развитие науки отошло от антропологизма.
Но в Англии, США и ряде других стран процесс дифференциации наук не привел к сужению объема антропологии и она продолжает пониматься как совокупность наук о человеке. О положении антропологии в системе наук интересны соображения французского этнографа и социолога Клода Леви-Строса, которому принадлежат слова о том, что-либо 21 век будет веком гуманитарных наук, либо его не будет.
Леви-Строс так описывает отношение антропологии с другими науками: "Антропология не может ни в коем случае соглашаться на отделение её как от точных и естественных наук (с которыми её связывает физическая антропология), так и от гуманитарных (с которыми её теснейшим образом связывают география, археология и лингвистика). Если бы ей пришлось обязательно выразить приверженность к той или иной науке, то она назвала бы себя социальной наукой < .>, она, если можно так выразиться, опирается на естественные науки, прислоняется к гуманитарным наукам и обращает свой взор к социальным < .>, она действительно относится ко всем трем аспектам одновременно"45.
Согласно Леви-Стросу, своеобразие антропологического исследования нацелено на познание "человека вообще", "человека в целом" и "общие свойства социальной жизни".
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.