и это побудит его отдать свой голос на выборах политику X. Подобные парадоксы - не редкость, поэтому мы подробнее остановимся на них ниже и рассмотрим на конкретных примерах.
Образ потребного будущего.
Человек прогнозирует возможные изменения, предвидит возможные события, которые могут быть значимыми для него. Например, избиратель может понимать, что в настоящее время, не обладая достаточной властью и возможностями, данный политический лидер не может решить значимые для него проблемы, но. в будущем, по его мнению, эти проблемы будут решаться политиком в первую очередь.
Здесь речь идет не о трех независимо существующих феноменах, а о некоторой системе их соподчинения. В этой связи представляется, что политическая активность масс определяется в первую очередь образом-значением и образом потребного будущего. Образ-знание, в свою очередь, концентрирует в себе переработанную и проинтерпретированную избирателем информацию. Он влияет на формирование образа-значения и образа потребного будущего, а через это - на политическую активность масс. Поэтому при коррекции мнения социальной группы о конкретном политическом лидере быстрого изменения можно достичь при воздействии и изменения уже существующего у группы образа-значения и образа потребного будущего. Влияние же на мнение группы через образ-знание имеет более длительный характер, но, по-видимому, результат этого воздействия является более устойчивым.
Взаимосвязь трех аспектов феномена образа можно представить наглядно:
образ-значение
политическая активность масс
образ-знание
образ потребного будущего.
Очевидно, что существование у группы образа Клиента-политического лидера вовсе не предполагает наличие всех трех его форм, но обязательным является существование образа-знания. В таком случае можно оказывать воздействие на политическую активность населения, влияя на образ-знание при одновременном конструировании образа-значения.
Каждому отдельному человеку свойственен индивидуальный образ мира. Однако это не значит, что образ - чисто субъективное образование и не отражает адекватно объективную реальность. Критерием объективности образа можно считать тот факт, что данный образ свойственен не только отдельному индивиду, но и разделяется также другими людьми. (Кроме того, одним из аспектов индивидуального образа является представление, что этот образ разделяется другими людьми, т.е. существует не только объективная общность рассмотрения картины мира, но и субъективное понимание этого). В этом смысле мы можем говорить об образах, свойственных группам лиц, иначе говоря, об общественном (или массовом) образе.
Общество состоит из организаций, групп, страт, слоев и т.д., в которые объединены люди. Эти группы могут различаться по размерам, структуре, динамике. Но существование таких групп во многом зависит от существования единого общественного образа у тех, кто составляет данную группу. Конечно, это не означает, что все члены группы должны иметь идентичные образы событий и процессов, отдельных личностей, групп и т.д.
Наоборот, для организации обычно важно, чтобы образы ее членов не были сходными. Однако любая группа или организация формируется на основе общих интересов, дел и проблем. Поэтому для существования и нормального функционирования группы необходима общность образов, затрагивающих значимые для данной группы вопросы.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.