В ходе социологического опроса было опрошено 30 респондентов, из них 14 человек – люди, уже образовавшие семью, 16 – люди, не состоящие в браке.
38 % опрошенных считают, что межнациональные браки недолговечны, 33% относятся положительно, а 19% респондентов считают, что брак есть брак, каким бы он не был.
На вопрос, в чем вы видите основные проблемы межнациональных браков, 44% опрошенных ответили, что не видят никаких проблем, 37% ответили – в непонимании, упреках со стороны общества, родителей, родных, остальные 19% видят проблемы таких браков в противности национальных, религиозных традиций и обычаев. По результатам исследования можно заметить, что некоторые участники опроса, которые выделяют проблемы межнациональных браков, все же готовы осуществить брак с лицом другой национальности, по их мнению, для сплоченной семьи, укрепленной поддержкой со стороны родных и близких, где царит гармония и любовь, решение вышесказанных проблем не составляет особого труда.
Некоторые социологи утверждают, что межнациональные браки менее устойчивы. Но данные переписи населения, социологических опросов показывают, что межнациональные браки даже более устойчивы, чем однородные. Межнациональные браки чаще встречаются среди городского населения, в районах нового освоения. Видимо, это связано с миграцией молодого населения и ослаблением влияния старших, которые почти всегда в этих вопросах консервативны.
Если рассмотреть межнациональные браки с иностранным партнером, то можно выделить следующие проблемы таких браков: разность территориально-государственных целостностей, к которым принадлежат брачные партнеры, делает такой межнациональный брак сложным явлением, при котором образ жизни двух индивидов распространяется на два общества: российское и общество страны супруга. Данное обстоятельство характеризуется наличием двух главных моментов. Во-первых, с точки зрения юридических норм, межнациональный брак усложняется особенностями пересечения границы, гражданством, видом на жительство. Постоянное соблюдение правовых указаний ограничивает, во многом, действия супругов и помещает их супружескую жизнь в довольно узкие рамки законодательных соблюдений. Во-вторых, с учетом социально-личностных характеристик, наиболее сильно выражена зависимость от места происхождения человека, которая проявляется во многих аспектах его индивидуальной жизнедеятельности в рамках супружества и затрагивает его психологические, культурные и нравственные особенности как личности, сформировавшейся в общественной среде конкретного государства. Безусловно, сказываются различия приобретенных в процессе социализации и усвоенных индивидом ценностей, норм, установок, представлений, образцов поведения, присущих данному обществу страны происхождения человека, которые потом находят свое отражение во взаимоотношениях супругов в межнациональном брачном союзе. Супружеские отношения в таких браках связаны с большим различием в психологических и жизненных стандартах.
Существуют мнения, что межнациональный брак меняет национально-культурное начало супругов под влиянием объективных и субъективных факторов, и ставит их в условия разрешения проблемы этнической идентификации посредством индивидуальных уступок и конкретных социально-обусловленных действий для обеспечения функционирования брачных отношений.
Еще одним, не менее важным компонентом социальной природы межнациональных браков выступает религия. Различия в веровании, в религиозном сознании и установках заложены в супружеских отношениях, и их проявления зависят от степени религиозности супругов, внутреннего состояния веры каждого из них, насколько она важна для них. Религиозный фактор является в некоторых ситуациях главенствующим показателем, что может даже помешать заключению брака. Например, в "Своде законов Российской империи" прямо указывалось на то, что "лицам православного и римско-католического исповеданий запрещалось вступать в брак с нехристианами" [7, 367]. Рассматривая религию в качестве удовлетворения духовной потребности личности, следования религиозным традициям, необходимо это обязательно учитывать супругами в брачном союзе и воспринимать веру партнера, его религиозные чувства серьезно, потому что религиозные убеждения - это довольно сильное, внутреннее восприятие мира человеком, что практически, оно не подвержено изменениям.
Статистика, как известно, знает все. И про межнациональные браки тоже. Исследования показывают, что женщины несколько осторожнее относятся к самой возможности таких браков, нежели мужчины. Давно отмечено, что мужчины и женщины разных национальностей неодинаково часто вступают в межнациональные браки. У коренных народов Средней Азии и Кавказа такие браки часто заключают мужчины. Еще не так давно, лет 40 назад, практически не вступали в национально-смешанные браки женщины коренных национальностей в республиках Средней Азии, а в последние десятилетия число национально-смешанных браков с их участием постоянно увеличивается. В этих республиках среди женщин, вступивших в межнациональные браки, преобладают русские, украинки, белоруски. Еще статистика утверждает, что в межнациональные браки часто вступают люди более взрослые, чем в однонациональные. Таким образом, здесь прослеживается определенная закономерность: в однонациональные браки значительно чаще вступают ровесники. К ровесникам мы отнесли женихов и невест, разница в возрасте которых не превышала двух лет. Разновозрастные браки, где жених заметно старше невесты или невеста старше жениха, чаще встречаются среди межнациональных. И совершенно четко прослеживается взаимосвязь: чем выше уровень образования и культуры человека, тем терпимее он относится к межнациональным бракам.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.