Концепция «обучающегося общества» коренным образом меняет привычный облик образовательных систем. Она пытается вернуть обучению и воспитанию их естественный характер, чтобы дети, молодежь, взрослые познавали мир, осваивали накопленную культуру в ходе повседневной жизни, под влиянием семьи с раннего детства.
Процесс становления и развития системы непрерывного образования долог и сложен. В каждой конкретной стране он приобретает специфические черты.
Сегодня существует ясное понимание того, что школа средняя или высшая — должна не только готовить узкого специалиста определенного профиля, но и формировать личность, воспитывать гражданские и духовные качества, учить современным формам коммуникации, умению жить в быстро меняющемся мире, развивать способность осваивать новую информацию и принимать адекватные обстоятельствам решения[10].
Многие процессы жизнедеятельности человека прямо опосредованно зависят от педагогических мер воздействия. Повышение профессионального статуса и компетенции специалистов социальной работы невозможны без педагогических знаний.
Для социальной педагогики, пытающейся найти решение новых социальных проблем, характерно наличие двух противоположных тенденций: дифференциации и интеграции научного знания. Наряду с базовой научной дисциплиной — общей педагогикой, изучающей общие закономерности воспитания человека и разрабатывающей основы учебно-воспитательного процесса в образовательных (воспитательных) учреждениях всех типов, появляются новые направления, и формируется разветвленная система педагогических знаний.
Дифференциация проявляется в возникновении прикладных педагогических дисциплин, таких как андрогогика — педагогика взрослых; герогогика — педагогика старости; педагогика перевоспитания детей и подростков; пенитенциарная педагогика — работа в исправительных учреждениях, а также педагогика детей с различными дефектами — сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика. Также создаются педагогические дисциплины, отражающие отраслевые интересы системы образования: социальная педагогика, семейная педагогика, этнопедагогика, народная педагогика и т.п.[2].
Или, например, кондуктивная педагогика - одно из специфических направлений педагогической деятельности, предусматривающее работу с детьми-инвалидами и другими детьми, имеющими ограниченные возможности. Кондуктивная педагогика сочетает в себе как общепедагогические, так и специализированные принципы и методы.
Интеграция проявляется в синтетическом подходе к воспитанию и обучению, т.е. в понимании целостности педагогического процесса, технологий педагогической деятельности. Развитие педагогической науки автоматически не обеспечивает качество воспитания. Необходимо, чтобы теория переплавлять в практические технологии. Пока же сближение науки и практики идет недостаточно быстро: по оценкам специалистов, разрыв между теорией и практикой ее реализации составляют 5-10 лет. На стыке педагогики с точными и техническими науками возникают кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика, суггестология и др.
Однако формирование системы социальной защиты, изменения в социально-экономической и политической жизни общества обусловили потребность в специалистах новых профессий — социального работника и социального педагога (1991). Само понимание социальной педагогики прошло ряд эволюционных этапов, как за рубежом, так и в России. У истоков отечественной социальной педагогики стояли такие известные педагоги, как С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, Сухомлинский и многие другие. Но сам термин «социальное воспитание» просуществовал сравнительно недолго, например, Н.К. Крупская критиковала его за «аморфность, неопределенность».
Педагогика как научная и практическая дисциплина является одним из важнейших направлений развития социальной работы. Иногда возникают дискуссии о роли и месте социальной работы, социальной педагогики в деятельности социальных служб. Скажем, существует точка зрения, согласно которой всех педагогов можно рассматривать как социальных работников, хотя и не все социальные работники являются педагогами в профессиональном плане[28].
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.