Системе "человек - индивид - личность - индивидуальность" в гораздо большей степени, чем какой-либо другой, в развитии (социализации и самореализации) присуща автономность, устойчивость, не частичная, а полная преемственность и качественное взаимообогащение всех ее элементов. В целом в процессе становления и развития природно-человеческое сохраняется и преобразуется через, а не помимо сущностно-человеческого. Сказанное позволяет характеризовать личность как образованное в процессе социально-исторического и онтогенетического развития единство всеобщего (родового человека), отдельного (индивида) и неповторимо-особенного (индивидуальности). Личность есть мера развития и реализации родовых свойств человека в конкретной социальной реальности. Такой подход лежит в русле поисков путей ликвидации разрыва между понятиями "человек" - "личность" и синтезу разнородных, часто противоположных сегментов социальной реальности, которые выражают данные понятия. Одной из наиболее значительных характеристик личности является присущая человеку система ценностей, ее эволюция в течение жизни и зависимость от социальных условий, в которые эта личность попадает.
Проблемы социальной структуры всегда играли в социологии ключевое значение. Социальная общность, как важный элемент социальной структуры, рассматривается многими разделами социологии. Взаимодействие, возникновение и распад социальных общностей – основной показатель социальной динамики, развития социума. Так, социокультурные процессы постсоветского периода характеризовались изменениями, как в индивидуальном, так и в массовом сознании.
Одним из таких изменений является обострение межнациональных отношений, усугубляемых экономическими и социальными проблемами, переживаемыми сейчас бывшими республиками СССР, кроме того, произошло формирование «классов», расслоение общества по финансовой обеспеченности, чего не было ранее, и это наложило свой отпечаток на систему ценностей, мотиваций каждого россиянина, что показывает важность изучения социальных общностей на всех уровнях организации общества.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.