Микросреда, в которой вращается современный подросток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье) и в школе. Особенно благоприятную обстановку для проявления отклонений в сфере морали и поведения создает городская среда, с ее анонимностью, безличным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде.
В этой главе я постараюсь выделить основные причины и факторы, способствующие социальной дезадаптации ребенка и попаданию его в рискованную ситуацию. Условно их можно можно разделить на две группы: макросоциальные и микросоциальные. К числу первых относят общество, в котором живет человек, включая его историю, культурные традиции, мораль и нравственные ценности, политические и экономические проблемы и др. Вторая группа – это непосредственное окружение человека, его семья, друзья, а так же его физическое и психологическое состояние. Рассмотрим каждую группу.
Макросоциальные факторы:
1. Низкий уровень жизни большой части населения, сильный контраст распределения доходов в обществе.
Среди малообеспеченных слоев наиболее ярко выражен уровень наркотизации, алкоголизации, преступности. Подросткам из бедных семей зачастую приходится совершать преступления, чтобы просто выжить.
2. Дистанцирование школы от детей.
В настоящее время в большинстве общеобразовательных школ учеба не становится для школьников деятельностью, формирующей личность. Одной из причин потери интереса к учебе является утрата чувства ответственности. Анализ процесса обучение показывает, что:[11]
а) целеполагание (что будем изучать) осуществляется авторами учебников и учителями;
б) планирование (как изучать данную тему) реализует автор учебника, методист, учитель и лишь иногда, в общем порядке - ученики;
в) реализация плана - ученик с помощью учителя;
г) контроль и оценка результатов - учитель, редко сообща с учеником.
Получается, что целеполагание, планирование, оценка и контроль практически не принадлежат ученикам. Следовательно, происходит монополизация взрослыми права на рефлексию, а подросток становится исполнителем указаний. Результатом оказывается то, что называют «формализмом знаний». Поскольку за процесс обучения отвечает учитель, это порождает пассивность и скуку школьника на уроке. Подросток воспринимает себя как исполнителя, которому не дано выбирать, а поэтому и отвечать не за что. В итоге поведение оказывается ситуативным, зависящим от случайных, временных побуждений, мотивов, соответствующих операциям и действиям (частным задачам, т.к. общей цели нет). Мотивация, которую предлагает традиционная школа, - это или принуждение, или соперничество, и оба мотива, по меньшей мере, недостаточны.
Нагнетающую обстановку в школе нередко создают сами учителя. Они зачастую делят учеников на две группы. В первой группе те школьники, кто имеет достаточные умственные способности, на основе которых ими достигается академический успех с дальнейшей перспективой получения престижного высшего образования. Эта группа всегда признанна, имеет высокий социометрический статус в школе, и, как правило, для ее членов крайне редким является отклоняющееся поведение. Вторая же группа состоит из учащихся с менее выраженными умственными способностями, слабо развитым интеллектом и низкой учебной поддержкой семьи, - все это объективно мешает достичь академического успеха в школе. Но так как средняя школа ориентирована преимущественно на работу с первой группой учащихся и признания их высокого статуса и успеха, то вторая с самого начала учебного процесса начинает ощущать себя ущербной, неудовлетворенной своим положением и статусом. Нередко педагоги таких неуспевающих учащихся «стигматизируют» как лентяев, неудачников, второсортных, и в результате чего многие из них пытаются реализовать себя в девиантном поведении и неформальных объединениях, что автоматически переводит их в группу риска.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.