Во все времена и в любом обществе деятельности по воспитанию подрастающего поколения уделялись особое внимание и забота, так как от этого зависит будущее общества, его процветание. В настоящее время, когда очень остро стоит проблема детской безнадзорности, все больше подростков оказываются предоставлены сами себе и оказываются вовлечены в преступный бизнес, начинают с раннего детства пробовать алкоголь и наркотики, совершают систематические правонарушения и не успевают в обучении. Детская безнадзорность имеет целый ряд причин. Это и занятость родителей, и их неумение налаживать контакты со своими детьми, организовывать совместный досуг. Но наиболее остро проблема безнадзорности стоит для детей из неблагополучных, асоциальных семей. В таких семьях доминирует аморальный образ жизни родителей, их низкий общеобразовательный уровень, эмоционально-конфликтные отношения в семье, неполная семья, плохое материальное положение. Дети из таких семей, как правило, проводят большую часть своего времени на улице, рискуя попасть под влияние криминогенных и асоциальных структур. Все это заставляет задуматься о том, что от того, чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.
С подростками отклоняющегося поведения ведется работа различными организациями, такими как комиссии по делам несовершеннолетних, социально-реабилитационные центры, а так же некоторые культурно-досуговые учреждения, но эта работа ведется не в полной мере, и не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить ее реабилитацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением и именно такими средствами может обладать правильно организованный досуг.
Необходимость выявления реабилитационных возможностей досуговой деятельности для детей группы социального риска предопределила тему данной работы.
Объектом данной работы являются дети группы риска.
Предметом - реабилитационный досуг для детей группы риска.
Проблему можно сформулировать так: каково реабилитационное значение досуговой деятельности для детей группы риска?
Цель звучит следующим образом: выявить специфику досуговой деятельности для детей группы риска.
Для достижения цели мною был выделен ряд задач:
1. Рассмотреть детей и подростков, находящихся в группе риска, выделить их особенности;
2. Определить причины и факторы попадания детей в группу риска;
3. Рассмотреть понятие досуг, выявить его роль в социализации и адаптации детей и подростков;
4. Сформулировать понятие реабилитационного досуга, определить его основные цели и задачи;
5. Выделить этапы и виды реабилитационной деятельности;
6. Рассмотреть проблемы и перспективы реализации программ реабилитационного досуга.
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.